Как искусственный интеллект следит за дорогами?

Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в российских городах появляются интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Они помогают улучшить дорожную ситуацию в городских агломерациях

Что такое интеллектуальная транспортная система?

ИТС — это целый комплекс технологий, который контролирует транспортные потоки в масштабах всего города в режиме нон-стоп. Это умная система, которая анализирует обстановку и принимает решения, позволяющие разгрузить дороги, сделать движение более безопасным.

Видео предоставлено ФАУ РОСДОРНИИ

Выглядит это примерно так. На улицах устанавливаются датчики и системы датчиков: детекторы транспорта, метеостанции, видеокамеры, автоматические системы весогабаритного контроля. Они управляют светофорами, информационными табло, «тревожными кнопками». Данные всех подсистем и сервисов стекаются на единую цифровую платформу для автоматизации управления дорожным движением.

ИТС анализируют данные и оповещают водителей о дорожных условиях и маршрутах объезда, позволяют регулировать транспортные потоки, перераспределять их так, чтобы избежать возникновения пробок.

В чем польза ИТС?

В ИТС заложены варианты решений для самых разных сценариев: пробки на дорогах, ДТП, плохая погода, загруженные парковки. Программа за доли секунды выбирает и реализовывает наилучшее решение для каждой ситуации.

Видео предоставлено ФАУ РОСДОРНИИ

Так, метеостанция автоматически измеряет температуру воздуха и дорожного полотна, перепады атмосферного давления, количество осадков, скорость ветра и другие параметры. При этом она может транслировать на придорожные информационные табло данные о ситуации на трассе, чтобы водители учитывали их при принятии решений. Также метеостанция передает соответствующие сигналы коммунальным службам.

Детекторы транспорта предупреждают водителей о заторах, одновременно регулируя схему работы светофоров таким образом, чтобы автомобили с загруженных направлений выезжали на свободные дороги.

Система распознавания ДТП информирует водителей о проблемах на дорогах и вызывает экстренные службы быстрее, чем участники или свидетели аварии.

«ИТС автоматически подстраивается под город и его жителей, водителей и пешеходов в зависимости от погодных условий и времени суток. Эта система нивелирует человеческий фактор. При этом она ориентируется на человека. Ее главная задача — сделать жизнь в городах максимально комфортной и безопасной», — отмечает вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

В Архангельске ИТС внедряют на ключевых городских магистралях. Ее уже протестировали на трех перекрестках. По данным регионального Минтранса, их пропускная способность увеличилась более чем на 25%.

По данным Росавтодора, работы по внедрению ИТС распланированы до 2024 года. В результате специалисты рассчитывают увеличить среднюю скорость автомобильных потоков в городах, при этом уменьшить количество ДТП, добиться снижения расхода топлива, вредных выбросов, износа дорожного покрытия. Горожане выиграют массу времени, которое сейчас вынуждены проводить в пробках.

Когда ИТС появится в моем городе?

Нацпроект «Безопасные качественные дороги», инициированный Президентом РФ Владимиром Путиным и стартовавший в 2019 году, предполагает внедрение ИТС во всех населенных пунктах, где проживает более 300 000 человек. В 2021 году эти планы реализовывались уже в 24 регионах, в 2022-м — уже в 42-х.

Благодаря нацпроекту создано или модернизировано полтора десятка центров управления дорожным движением. В их ведении — 1350 детекторов транспортного потока, 630 камер видеонаблюдения, 460 «умных» светофоров, 115 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, 70 «умных» остановок общественного транспорта и около 150 метеостанций.

ИТС
ИТС
ИТС

Работы по внедрению ИТС идут постепенно. Так, в Архангельске в 2020 году создан центр управления, в 2021 оцифрованы дорожные карты, смонтированы датчики, камеры видеонаблюдения. В Красноярске установлен 481 датчик движения транспорта, заработала система погодного мониторинга, основанная на данных 15 автоматических метеостанций, и мобильный комплекс мониторинга «Иней-М». В Удмуртии в этом году запустят открытую регионально-навигационную информационную систему, которая будет контролировать движение общественного транспорта.

В Кирове в этом году планируют модернизировать светофоры, установить информационные табло, датчики экологического контроля и камеры телеобзора на перекрестках.

О том, как ИТС приходят в другие регионы, всегда можно узнать на сайте нацпроекта «Безопасные качественные дороги».