Какие проблемы могут возникнуть при установке допоборудования у дилера?

Допоборудование, которое установил дилер на новый автомобиль, может стать поводом для отказа в постановке на учет

Навязывание покупателю всевозможного дополнительного оборудования, которое запросто может увеличить цену покупки раза в полтора, сегодня не редкость. Как ни странно, но в покупателях даже таких нашпигованных нужными и ненужными опциями по тройной цене авто недостатка не наблюдается. Но на ситуацию можно посмотреть и с другой стороны: в свете дискуссий об ужесточении требований ГИБДД к оформлению изменений конструкции автомобиля закономерен вопрос, а не возникнет ли проблем при постановке на учет и дальнейшей эксплуатации машины с допами? Давайте пройдемся по наиболее популярному у автосалонов допоборудованию и оценим его с точки зрения потенциальных проблем с ГИБДД.

Изменением конструкции может считаться любая доработка, способная повлиять на безопасность на дороге

Для начала немного теории. Под изменением конструкции техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» понимает «исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения». Определение довольно обтекаемое, ведь даже нештатный колпачок шинного вентиля при стечении определенных обстоятельств может повлиять на безопасность движения. Но, как правило, служивым хватает здравого смысла, чтобы не придираться к таким мелочам. Однако ряд деталей может вызвать вопросы и, надо сказать, небезосновательно. Хорошо бы, чтобы эти вопросы задал покупатель, подписывая с автосалоном договор купли-продажи.

РИА Новости Продажа автомоблей

К первому можно отнести весьма широкий спектр работ — от банальных ковриков до монтажа весьма сложных (и дорогих) конструктивных элементов: продвинутой светотехники, предпускового подогревателя или, например, электронной приборной панели. Второе — это, как правило, установка охранного комплекса или сигнализации, дополнительная шумовиброизоляция, тонировка и прочее.

Применение даже оригинальных автокомпонентов может создать проблемы при регистрации машины

Первый вариант представляется покупателю наиболее беспроблемным, ведь принято считать, что оригинальное оборудование априори предназначено именно для этой модели и уже сертифицировано самим производителем. На самом деле тут все несколько сложнее.

Любая официально продаваемая в России машина, прежде чем попасть в автосалон, проходит процедуру сертификации, результаты которой отражаются в специальном документе — одобрении типа транспортного средства. В нем подробнейшим образом описывается не только, какими типами и моделями двигателей и трансмиссии могут оснащаться транспортные средства, продаваемые в нашей стране, но и перечисляются другие важные параметры и элементы конструкции, с которыми машина проходила сертификационные испытания.

Не факт, что если какое-то оборудование доступно, например, для германского рынка, оно автоматически получает путевку в жизнь и в России. По ряду причин, в основном маркетинговых, в России могут не быть сертифицированы не только определенные двигатели, трансмиссии, но и допоборудование. И вот, покупая машину, допустим, на красивых дисках с фирменным логотипом и с оригинальным фаркопом, поинтересуйтесь у продавца, а сертифицирована ли именно такая размерность колес и упомянута ли в одобрении типа возможность буксировки прицепа.

slide image for gallery: 27043 | Выдача автомобильных номеров сотрудниками ГИБДД
slide image for gallery: 27043 | Выдача автомобильных номеров сотрудниками ГИБДД
slide image for gallery: 27043 | Выдача автомобильных номеров сотрудниками ГИБДД
slide image for gallery: 27043 | Выдача автомобильных номеров сотрудниками ГИБДД
slide image for gallery: 27043 | Выдача автомобильных номеров сотрудниками ГИБДД
16

С менее значительными доработками из ассортимента оригинального допоборудования, как правило, проблем не возникает. Речь идет о деталях внешнего и внутреннего стайлинга, багажниках и боксах на крышу, велокреплениях, брызговиках, защите картера двигателя и прочих элементах, не требующих серьезного вмешательства в конструкцию, но активно предлагаемых покупателю «в нагрузку» к автомобилю.

Кстати, в прежние времена, когда продать допы с дилерской наценкой было не так просто, многие продавцы шли на хитрость, уверяя покупателя, что, например, без брызговиков машину на учет не поставят. Дескать, того требует закон, а в подтверждение своих слов могли даже продемонстрировать «нужные» слова в брошюрке ПДД. На самом деле это лукавство, поскольку большинство современных автомобилей имеет «врожденную» систему защиты от разбрызгивания из-под колес, которая реализуется, как правило, конструкцией заднего бампера. Без нее машину бы просто не сертифицировали для российского рынка. В тех же случаях, когда без дополнительных брызговиков никак не обойтись, машина уже с завода будет оснащена ими.

Если ГИБДД отказывает в регистрации из-за допоборудования, автовладелец вправе потребовать у дилера демонтировать спорные элементы и вернуть деньги

Теперь несколько слов о неоригинальных автокомпонентах. Как правило, это сигнализации, видеорегистраторы, автохолодильники и прочее. Если оно поставляется известным производителем и приобретено в официальной торговой сети, вопросов со стороны ГИБДД к нему не будет ни при регистрации машины, ни в процессе эксплуатации. Изготовитель заблаговременно позаботился о том, чтобы цивилизованно выйти на российский рынок, а потому сам провел сертификацию своей продукции в составе наиболее популярных моделей автомобилей. Копию сертификата обязаны предоставить по первому требованию покупателя.

Наконец, третья категория допоборудования — нештатные доработки, проводимые самим автодилером или привлеченным им партнером. Сюда смело можно отнести шумовиброизоляцию, оклейку стекол и кузова защитной или тонировочной пленкой и тому подобное. Несмотря на значительный объем работ, с шумкой проблем в ГИБДД не будет, ведь ее невооруженным глазом не заметно. А вот светопропускание стекол могут и проверить. Напомним, стекла передней полусферы (ветровое и передние боковые) должны пропускать не менее 70% света. Между тем даже безобидная и невидимая глазом так называемая атермальная пленка доводит требуемый показатель до предельных значений, так что для отказа в регистрации достаточно просто пыли на стеклах. А вот заклеивать пленкой фары запрещено во всех случаях — машину на учет не поставят.

Если же покупатель не был достаточно внимателен при подписании договора купли-продажи, и дилерские доработки стали причиной отказа в регистрации, это основание, как минимум, для демонтажа спорного оборудования и возврата продавцом денег. Разумеется, для аргументированного разговора с дилером отказ ГИБДД должен быть изложен в письменном виде.