Нестрахуемый порог злостности

Подорожанию полиса ОСАГО за повторные нарушения мешает недостаток персональных данных

Норма о подорожании ОСАГО для злостных нарушителей правил дорожного движения, вступившая в силу в августе 2020 года, так и не заработала, признали в Российском союзе автостраховщиков (РСА). За полтора года не удалось наладить передачу данных из ГИБДД в РСА о 100 тыс. водителях, полис для которых мог стать втрое дороже. Как выяснил «Ъ», информационное взаимодействие застопорилось из-за опасений, что пострадать могут законопослушные автомобилисты, например полные тезки нарушителей. Страховщики, по данным «Ъ», в связи с этим обращались с предложением в Банк России включить в полис дополнительные графы, в частности паспортные данные граждан, но регулятор эту идею отверг.

content image for:83691
Источник: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

О проблеме применения норм закона об ОСАГО рассказал в четверг исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, выступая на заседании Совета по правам человека (СПЧ) при президенте. 24 августа 2020 года, напомним, вступила в силу поправка, позволяющая страховщикам повышать тариф ОСАГО при наличии повторных в течение года грубых нарушений ПДД (проезд на красный свет, выезд на встречку, превышение скорости более чем на 60 км/ч и т. д.). Законодательство предусматривает, что такой порядок применяется, если нарушения зафиксированы инспектором, а не дорожными камерами. Таких нарушителей, по оценкам РСА, около 100 тыс. человек. Повышающий коэффициент при расчете стоимости полиса для них может достигать 2,8 от базового.

Наладить соответствующий обмен данными между РСА и ГИБДД так и не удалось, рассказал господин Уфимцев, добавив, что злостные нарушители платят за ОСАГО на равных с законопослушными водителями, хотя это могло бы стать «сдерживающим фактором».

Перед МВД сейчас стоит «много задач в части автоматизации», предположил он, поэтому необходимый инструмент еще не разработан. Сложность и в том, что иногда граждане, которых привлекают за «повторность», в суде обжалуют постановления, и эти решения также нужно отслеживать, заметил представитель РСА.

Начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности ГИБДД Андрей Клименко, выступая в СПЧ, подтвердил, что «законодательные основания» применения повышенных конфидентов есть. «Вопрос — в получении этих сведений, он в информационной плоскости, — заметил он.— В наших базах есть все злостные нарушители, мы готовы предоставить данные коллегам».

Опрос об ОСАГО
ОСАГО опрос
Auto article image: 82589

Почему так не происходит, представитель ГИБДД не уточнил. «Ъ» направил запрос в МВД России, но не получил пока официального ответа. В полис ОСАГО вписываются лишь ФИО и номер водительских прав, поясняет знакомый с ситуацией источник «Ъ», но применять коэффициент на основе только этих данных нельзя: встречаются полные тезки, номера документов в разных регионах также могут повторяться. Чтобы исключить ошибочное повышение цены полиса, говорит собеседник «Ъ», нужны паспортные данные и год рождения, но они в ОСАГО не указываются. РСА, по данным «Ъ», обращался с предложением в Банк России включить в полис дополнительные графы, но регулятор эту идею отверг. ГИБДД, в свою очередь, нужно дополнительное время для разработки сервиса по проверке нарушителей.

Заявления страховщиков и Госавтоинспекции прозвучали на фоне призыва президента Владимира Путина повышать «культуру поведения на дорогах», формируя в обществе «неприятия безответственного и хамского поведения на дорогах».

Глава государства говорил об этом вчера, выступая на расширенной коллегии МВД России. Господин Путин заметил, что критика в отношении подразделений ГИБДД «традиционная, вечная»: «Но будем объективно оценивать эту работу — все-таки порядка стало больше». Напомним, с декабря 2021 года по поручению спикера Госдумы Вячеслава Володина в парламенте действует рабочая группа по введению штрафов за «опасное вождение» и по ужесточению санкций для злостных нарушителей (законопроект должны представить в ближайшее время).

Андрей Клименко, рассказывая в СПЧ про развитие систем фиксации нарушений (в России сейчас более 23 тыс. камер, с их помощью в 2021 году вынесено 90% дорожных штрафов), напомнил также об идее автоматической проверки ОСАГО. Но и здесь, пояснил он, все упирается в информационное взаимодействие. Еще в 2019 году, напомним, столичная мэрия, ГИБДД и РСА в рамках пилотного проекта фиксировали в Москве проезды машин без полисов, высылая автовладельцам уведомления о необходимости купить «автогражданку». Однако проект был приостановлен, до штрафов дело так и не дошло. «Нужна кропотливая работа по состыковке баз данных, — заявил Андрей Клименко.— Мы не можем допустить, чтобы при фиксации страдали лица, которые ответственность на самом деле застраховали. Пока мы не убедимся, что системы настолько состыкованы, что вопрос необоснованного привлечения к ответственности исключен, мы этот состав в автоматическом режиме фиксировать не будем».

Проблема, по данным «Ъ», состоит в отсутствии сервиса, способного оперативно (через запросы в базы страховщиков и ГИБДД) проверить, был ли полис у гражданина на момент проезда под камерой. Без «автогражданки», напомним, по закону можно ездить в течение десяти дней после покупки авто.

Иван Буранов