Слепой снег. Как быть, если непогода застала на загородной трассе?

Обильные осадки зимой создают серьезные проблемы для автомобилистов, особенно в темное время суток

Обильный снегопад создает на дороге две основные проблемы. Он ухудшает видимость, особенно в темное время суток, а также может стать причиной потери управляемости из-за резкого снижения сцепных свойств дороги. Как ездить в таких условиях?

Засветка фарами

Белые хлопья, падающие с неба, отражают свет фар, а значит, препятствуют прохождению лучей. Из-за засветки перед машиной словно встает белая пелена, за которой еле просматриваются очертания дороги. Чем обильнее осадки, тем сильнее сокращается видимость. Водитель уже не может разглядеть препятствия на дороге, упавшую ветку или дикое животное. Иногда видимость сокращается до 15−20 метров. В этих условиях необходимо снизить скорость и отрегулировать свет.

Необходимо переключить дальний свет на ближний, который не создает большую засветку и направляет лучи вниз, благодаря чему они меньше преломляются и не слепят водителя. Неплохо также активировать противотуманные фары.

Важно включить противотуманные фонари сзади, чтобы другие участники движения видели автомобиль через снежную пелену.

Появление препятствий

Скоростной режим должен быть ровно таким, чтобы автомобиль смог гарантированно сманеврировать или остановиться перед препятствием, высвеченным фарами. Таким образом, если граница света и тени при работе ближних фар составляет примерно 25−30 м, водитель должен держать скорость около 60 км/ч, чтобы успеть среагировать на неожиданное препятствие. При этой скорости автомобиль остается гарантированно управляемым даже на скользкой поверхности.

Препятствием может быть большой снежный нанос, который наметается в разрывах в лесополосе, или попавший в аварию другой автомобиль.

Нередко на обочинах оказываются грузовики или пустые прицепы, оставленные водителями из-за невозможности продолжать движение. Чаще всего дальнобойщики пережидают непогоду на вершинах холмов или в низинах из-за невозможности в гололед подняться вверх по склону на фуре.

Круиз-контроль

Использовать круиз-контроль в машине необходимо только на сухой и ровной дороге. Эта опция предназначена для поддержания установленной водителем скорости и не может учитывать различные погодные условия. Электроника устанавливает высшую передачу трансмиссии и поддерживает экономичные обороты мотора, что при движении по рыхлому снегу не всегда оправданно. Снижаются сцепные свойства колес с поверхностью, из-за чего становится трудно быстро сбросить высокую скорость.

В этих условиях нужно применять особые способы управления. Главный из них — это имитация нагрузки с помощью трансмиссии.

Если автомобиль оснащен механической коробкой, то лучше всего поставить третью передачу, которая позволяет без переключения или ползти под 20 км/ч, или ускориться до 80 км/ч.

Торможение мотором

Третья передача позволяет удерживать мотор в районе 2,5−4 тысяч оборотов, то есть в зоне, где наблюдается пик крутящего момента. Поэтому на третьей передаче автомобиль прекрасно тормозит двигателем, стоит только отпустить педаль акселератора. Машина как бы утыкается носом в невидимую преграду и замедляется за счет внутренних сил сопротивления в трансмиссии, даже без применения тормоза. Это важно, так как на заснеженной дороге сцепные свойства колес значительно снижаются и тормоза работают плохо.

slide image for gallery: 27331 | Niva Travel
slide image for gallery: 27331 | Niva Travel
slide image for gallery: 27331 | Niva Travel
slide image for gallery: 27331 | Niva Travel
slide image for gallery: 27331 | Niva Travel
8

Другими словами, третья передача на механической коробке помогает и разгоняться, и замедляться без использования тормозов, что делает поведение машины более предсказуемым.

По снегу на автомате

Если автомобиль оборудован автоматической коробкой, то ему поможет мануальный режим трансмиссии. Нужно перевести селектор в положение М и выбрать третью ступень с помощью селектора. На старых 4-ступенчатых автоматах 2000-х годов выпуска такого режима нет, но зато там встречаются иные внедорожные программы, позволяющие коробкам не подниматься выше третьей ступени. Одна из них — это положение селектора L.

Сейчас на бюджетных японских автоматических коробках, установленных на Datsun, есть даже специальный снежный режим, активизирующийся кнопкой рядом с селектором. Он блокирует четвертую ступень, и автомобиль в диапазоне скоростей от 20 до 80 км/ч ездит только на третьей передаче.

На современных преселективных роботах такой программы нет, зато есть спортивный режим, который также позволяет держать повышенные обороты мотора.

Владимир Гаврилов