Состоятельные люди по всему миру уже давно поняли, что заработанные средства нужно во что-то вкладывать, это необходимо, не только чтобы приумножить, но и чтобы сохранить капитал. Инвестируют во все: от недвижимости и акций до конструкторов Lego и комиксов. Ретроавтомобили как способ вложить деньги — тема не новая, но в последнее время она вновь стала популярной. О перспективах роста цен на олдтаймеры все чаще говорят, а главное — пишут. Причем часто это делают люди, лишь поверхностно погруженные в предмет.
Движимое имущество
Разбираясь в теме, сначала нужно определить, какая машина может называться «ретро». Сразу уточним, что в мире коллекционеров нет единого мнения на этот счет. Принята классификация от А до F, но и она отличается в разных странах. Как правило, к классическим относят машины, которые были выпущены более тридцати лет назад. Но это не значит, что все владельцы ржавых «Жигулей», сошедших с конвейера до 1990 года, автоматически становятся счастливыми обладателями дорогих раритетов.
К инвестиционно-привлекательным относятся, как правило, не просто старые, а редкие автомобили, выпущенные небольшими сериями. Еще вариант — машины, ставшие вехой в истории автомобилестроения, при производстве которых было впервые использовано новое технологическое решение. Например, Mercedes-Benz 300SL 1952 года с его легендарными «крыльями чайки».
Правда, в последнее время к раритетным вдруг начали причислять машины, которые были выпущены огромными тиражами и не имеют никакой исторической или конструктивной ценности. Например, Ford Focus первого поколения или спортивный хэтчбек «Рено» 5. Причем во время разговоров об их инвестиционной привлекательности озвучивался рост стоимости от 10 до 30 процентов, при том что весь рынок подержанных авто в прошлом году вырос почти на четверть.
Маленький пример
Как говорят коллекционеры: «Чем меньше серия, тем выше популярность». Отличный пример верности этого утверждения — Peel P50. Это трехколесное чудо английской инженерной мысли начали выпускать в не таком уж далеком, по меркам коллекционеров, 1962 году. На старте продаж Peel P50 стоил всего 200 фунтов. Сегодня, 60 лет спустя, его цена начинается от 100 тысяч евро. То есть машина подорожала в 384 раза! А все потому, что выпущено их было меньше 50 штук. Через три года после запуска модель сочли неудачной и прекратили производство.
Но угадать, что именно этот автомобиль станет таким редким, крайне сложно. Проще, например, предсказать рост акций какого-нибудь стартапа и заработать на них. Ценные бумаги некоторых компаний за последние 30 лет подорожали больше чем в 600 раз, что все равно больше роста стоимости любой машины.
Остаются еще премиальные автомобили, которые по праву своего рождения должны стать раритетными и рост стоимости которых, казалось бы, проще прогнозировать. Но и тут все тоже очень непросто. Почему растет или падает цена на премиум-автомобили, наверняка не может сказать никто.
Как ремонтировать раритетные автомобили?
Впрочем, если брать более отдаленную перспективу, например, 20 лет, становится заметно, что премиальные модели действительно растут в цене. Вот только нельзя забывать, что олдтаймер это не стопка банкнот или слиток драгметалла, который можно просто положить в банковскую ячейку.
Всего одно пятно ржавчины может обрушить стоимость раритета на несколько тысяч евро. Поломка «средства передвижения» обойдется еще дороже. Машина может подешеветь в разы, если для ее ремонта будут использованы неоригинальные запчасти. Причем слово «оригинальные» нужно понимать буквально. На раритет придется искать старые детали. И заменить их современными, пусть и фирменными, аналогами не получится. Таким образом обслуживание раритетного автомобиля может съесть всю прибыль, которую он приносит. Поэтому коллекционирование автомобилей, как правило, все-таки способ подчеркнуть свой статус, а не средство к приумножению капитала.
Стоит ли рассматривать старые автомобили как инвестицию?
Но если вы все-таки решили заняться вложением денег в олдтаймеры, аналитики ИАЦ «Альпари» советуют придерживаться нескольких правил. Во-первых, в этом случае к машине нужно относиться как к любому инвестиционному инструменту. А это значит — оценить рост стоимости в динамике и сравнить его с грядущими расходами. Причем руководствоваться нужно только цифрами. Актив должен приносить прибыль. Если вы содержите машину потому, что такая была у дедушки, это уже не инвестирование, а хобби. Во-вторых, нужно оценить, пожалуй, самый важный показатель актива — ликвидность. Проще говоря, возможность продать ретроавтомобиль в нужный момент. Конечно, в отдаленной перспективе сделать это сложно, но инвестирование — всегда риск. Кстати о рисках, вложения в олдтаймеры считаются одними из самых непредсказуемых, поэтому решения нужно принимать с холодной головой и не поддаваться ажиотажу, который, возможно, создают как раз компании по хранению, реставрации и обслуживанию ретромашин.