Генпрокуратура готовит поправки к законодательству о дорожных комплексах

Дорожные камеры по-прежнему порой «используют не для профилактики нарушений, а в целях получения дополнительных доходов региональными органами власти и предпринимателями». Об этом «Ъ» сообщили в Генпрокуратуре по итогам проверки работы комплексов автоматической фиксации в 2021 году. В надзорном ведомстве предлагают скорректировать законодательство для более удобного аннулирования ошибочных штрафов, назначенных гражданам. Инициатива ранее уже выдвигалась Минюстом и депутатами Госдумы, однако до логического завершения дело так и не дошло

В 2021 году региональные прокуроры проверяли законность применения дорожных камер и правомочность договоров на эксплуатацию систем фиксации нарушений ПДД, рассказали «Ъ» в Генпрокуратуре. «Несмотря на принимаемые ведомствами меры, ситуация в данной сфере продолжала оставаться сложной», — заявили в надзорном органе.

«Зачастую системы фотовидеофиксации ставят в местах наибольшего трафика, используют не для профилактики нарушений, а в целях получения дополнительных доходов региональными органами власти и предпринимателями», — рассказали в Генпрокуратуре.

Прокуроры Бурятии, Дагестана, Карелии, Краснодарского, Хабаровского краев, Иркутской, Кировской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Московской, Омской, Самарской, Ульяновской областей, в частности, обнаружили камеры, установленные «за пределами мест концентрации ДТП». Согласно методике определения мест дисклокации камер (утверждена в 2018 году), это непременное условие их установки. В результате «мер реагирования» комплексы остались только на участках с высокой аварийностью (сколько демонтировано камер в результате проверок, не сообщается).

Камеры
Источник: Антон Белицкий, Коммерсантъ

В Генпрокуратуре приводят в пример ситуацию в Нижегородской области: с 21 по 26 августа с помощью камер ГИБДД вынесла более 6,5 тыс. штрафов за превышение скорости на общую сумму более 4,2 млн руб. При этом на самом деле нарушений и не было, но, будучи неправильно закрепленным, комплекс определял скорость некорректно. Все штрафы отменили. В Подмосковье на трассе М-8 «Холмогоры» (на участке МКАД—Пушкино) по решению Росавтодора с 21 октября повышен скоростной режим с 90 до 110 км/ч, о чем свидетельствуют знаки. Но ГИБДД до 25 октября рассылала автовладельцам штрафы исходя из старого ограничения. Постановления получили 1,8 тыс. человек. В городе Волхов (Ленинградской области) 11—21 октября по материалам с камер выносились штрафы исходя из ограничения скорости в 40 км/ч, хотя фактический лимит был 60 км/ч. ГИБДД незаконно оштрафовала более 3 тыс. автовладельцев. Выявилось, что обслуживающая дорогу организация не успела поставить знаки 40 км/ч, а комплексы на новый режим уже переключили. В Ульяновске прокуроры добились отмены 140 штрафов, вынесенных в ноябре—декабре: там тоже камеры были настроены на 40 км/ч при лимите 60 км/ч.

В республике Марий Эл, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Магаданской, Оренбургской, Саратовской, Томской областях, ХМАО и ряде других субъектов прокуратуры выявили случаи «простоя и неисправности комплексов», в том числе в результате «попустительства со стороны уполномоченных органов власти» и «ненадлежащего» обслуживания оборудования.

В Белгородской области, к примеру, обнаружилось 210 камер на сумму в 130 млн руб., которые не работают с 2019 года из-за «технической непригодности»: по требованию прокуратуры готовится документация для восстановления оборудования.

А в Новосибирской области проводится проверка по факту обнаружения камер, которые не использовались на протяжении шести лет и в результате пришли в негодность. Все это свидетельствует, поясняют в Генпрокуратуре, о «неэффективном использовании государственного имущества». Отметим, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на закупку приборов в регионах будет выделено 28,7 млрд руб. до 2030 года.

В прошлом году, рассказывал он, по поручению президента Генпрокуратура совместно с ФСБ, МВД и Росфиннадзором в ходе совместных проверок установили большое количество «картельных сговоров», «дробления закупок» и приобретения камер, не соответствующих условиям контрактов.

В надзорном ведомстве, проанализировав опыт проверок, готовят предложения по изменению законодательства в сфере применения камер. Речь идет, выяснил «Ъ», о внесении поправок к закону «Об автодорогах и о дорожной деятельности».

Законопроект, в частности, позволит даже без заявлений пострадавших граждан аннулировать штрафы, вынесенные в период некорректной работы камеры.

Сейчас, напомним, без обращения гражданина или протеста прокуратуры ГИБДД отменить постановление не в праве. Похожий механизм заложен в проекте нового КоАП от Минюста (проходит очередную стадию согласования с ведомствами), а также в законопроекте «Единой России», который прошел первое чтение в декабре 2021 года (когда будет рассмотрен, не ясно). Разработать механизм отмены незаконных штрафов с камер, напомним, Владимир Путин поручал еще в 2019 году. В том же году правительство говорило о возможном отказе от услуг частных концессионеров при развертывании систем фотовидеофиксации (либо об ужесточении требований к таким концессиям), но ничего в итоге сделано не было.

Подведение итогов проверки Генпрокуратуры, отметим, совпало с обострением споров по поводу пересмотра так называемого нештрафуемого порога (сейчас можно превысить без наказания скоростной лимит не более чем на 20 км/ч). С 2014 года мэрия Москвы пытается пролоббировать отмену правила. Вчера вице-мэр столицы Максим Ликсутов в очередной раз призвал к принятию такого решения, подчеркнув, что эта мера позволит снизить аварийность. «Инициатива господина Ликсутова откровенно вредна, — заявил секретарь генсовета “Единой России” Андрей Турчак. — Эта идея только про то, чтобы поглубже залезть в карманы граждан». «Подобные предложения не имеют под собой серьезных оснований и расчетов, — поддержал спикер Госдумы Вячеслав Володин. — Их введение повлечет за собой повышение коррупции».

Для исключения или минимизации ошибочных штрафов нужно разработать методику исследования материалов фиксации комплексов, считает эксперт по камерам Григорий Шухман.

Сейчас, отмечает он, фотографии и видео с камер никто не проверяет, штрафы «штампуют не глядя». В ассоциации ОКО (объединяет производителей и операторов систем фотовидеофиксации) заметили, что в последнее время ведомства выступают с различными «инициативами по упорядочиванию правового регулирования фотовидеофиксации», разрабатываются несколько законопроектов, ГОСТов, но процесс этот никем не координируется.

В связи с этим, опасаются в ОКО, возникает риск принятия документов, положения которых будут противоречить друг другу. Ассоциация считает, что нужно создавать рабочую группу, к примеру, на базе правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Иван Буранов

Подпишитесь на нас