Москва не бензиновая

Развитие транспортной системы столичной агломерации потребует жертв от автолюбителей

Более 10 трлн руб. планируют выделить власти на реализацию стратегии развития транспортной системы Москвы и Московской области до 2035 года. Авторы стратегии обещают, что уже к 2025 году столица закончит так называемый инфраструктурный бум в отрасли, завершив основные стройки. Помимо строительства автодорог, метро и развития пригородного железнодорожного сообщения документ предусматривает увеличение парка электромобилей в сто раз и «адаптацию налогового законодательства» для их владельцев, введение «экологических зон» для машин, а также единую систему шеринга средств индивидуальной мобильности (СИМ) для двух регионов. Подчеркивается, что пользование автомобилями ограничат «благодаря повышению привлекательности общественного транспорта». Средний интервал движения пригородных поездов, например, должен быть сокращен с 5,3 до 4 минут, на МЦД — до 2,5 минуты.

Проект стратегии разрабатывался с 2019 года по решению координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Подмосковья (возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин, участвуют глава Минтранса Виталий Савельев, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев) и был представлен в декабре 2021 года. На днях Минтранс сообщил, что документ утвержден. «Ъ» ознакомился с материалами, опубликованными на сайте «Дирекции Московского транспортного узла» — заказчика стратегии.

content image for:83518
Источник: kommersant_gazeta

Москва и Подмосковье, напомним, согласовывают развитие инфраструктуры с 2011 года, для того чтобы обеспечить бесперебойное движение автомобилей и общественного транспорта между регионами, исключив (или минимизировав) образование заторов или неудобств для пассажиров. Единая программа развития транспортного комплекса регионов на 2013−2020 годы предусматривала выделение более 6,4 трлн руб. на развитие железных и автомобильных дорог, метро, общественного и воздушного транспорта, строительство транспортно-пересадочных узлов и т. д.

На реализацию новой стратегии потребуется уже 10,1 трлн руб., из них 1,4 трлн руб. поступит из федерального бюджета, 3,9 трлн руб.— из бюджетов регионов, остальное — из внебюджетных источников, включая АО РЖД и участников концессий.

59% средств направляется на автодорожное строительство. Речь идет, судя по презентации, о таких проектах, как трасса М-12 Москва—Казань, московские хорды и рокада, новые подмосковные дороги. В общей сложности в 2019—2035 годах планируется построить около 6,8 тыс. км улиц и дорог в Москве и области. 16% средств направят на строительство метро: общая протяженность новых линий в столичном регионе должна увеличиться на 187 км по сравнению с 2019 годом (взят в качестве базового ориентира). Сейчас протяженность линий подземки составляет 428,5 км. К 2025 году, ожидают авторы стратегии, Москва закончит так называемый инфраструктурный бум: завершатся основные стройки, после чего город будет тратить деньги на содержание объектов. Деньги в подмосковную инфраструктуру будут вкладываться вплоть до 2030 года.

Помимо капитальных затрат стратегия предусматривает и мероприятия, которые повлияют на жизнь автомобилистов.

Власти собираются делать ставку на электромобили: долю личных машин с электрическим двигателем предполагается довести до 15% в общем парке.

Сейчас, по данным ГИБДД на 2020 год, в Москве и области зарегистрировано около 9,5 тыс. легковых автомобилей с электродвигателями (в том числе гибридов), или 0,14% от общего количества. Для обеспечения работы таких транспортных средств будет значительно увеличено число зарядных станций и проведена «адаптация налогового законодательства» (не уточняется, в чем она будет заключаться).

Строительство Юго-Восточной хорды
Строительство Юго-Восточной хорды
Строительство Юго-Восточной хорды
Строительство Юго-Восточной хорды
Строительство Юго-Восточной хорды
Мэр Москвы Сергей Собянин (слева) осмотрел ход строительства Юго-Восточной хорды (ЮВХ) на участке от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта

В стратегии закладываются также «мероприятия по постепенному переключению с личного автомобильного транспорта на электромобили» и созданию для транспорта «экологических зон». Впрочем, о чем конкретно речь, выяснить так и не удалось: «Дирекция Московского транспортного узла» вчера не предоставила комментарии. Скорее всего, речь идет о зонах, куда запрещено проезжать автомобилям с грязным выхлопом (двигатели стандарта «Евро-3» и ниже) — проект таких зон обсуждался в Москве и Санкт-Петербурге несколько лет назад, но реализован так и не был.

С 11% до 8% от общего потока транспорта планируется сократить долю грузовиков, перемещающихся по столице в дневное время, а также освободить «центр агломерации от транзитных потоков, не имеющих отношения к обеспечению Москвы и Московской области». В части обеспечения безопасности дорожного движения планируется перенять опыт шведской программы Vision Zero по снижению аварийности, в частности будут приняты меры по «успокоению движения» за счет сужения проезжей части, частичного мощения дороги, искривления проезжей части и установки «лежачих полицейских».

«Мероприятия, заложенные в стратегии, имеют цель — ограничение пользования автомобилями благодаря повышению привлекательности общественного транспорта», — подчеркивают авторы документа.

К 2035 году 89% населения Москвы и области должны добираться до ближайшей станции метро, МЦД или электрички максимум за 20 минут на наземном транспорте или пешком даже в час пик (сейчас эта доля составляет около 75%). Средний интервал движения пригородных поездов должен быть сокращен с 5,3 до 4 минут, на МЦД он должен в перспективе сократится до 2,5 минуты. В рамках популяризации электросамокатов и велосипедов планируется нарастить протяженность велодорожек (в том числе в Новой Москве, и провести их к коттеджным поселкам), а также запустить сервис аренды СИМ посредством биометрии и ввести единую систему шеринга для двух регионов.

Основная цель стратегии — синхронизация действий Москвы, Подмосковья, РЖД и Минтранса в части реализации инфраструктурных проектов, пояснил «Ъ» директор НИИ экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. «Например, чтобы вылетные федеральные магистрали стыковались с региональной областной сетью, — говорит он.— Переговоры по некоторым позициям, по моим данным, шли три года, теперь договоренность закреплена в бумаге». Все остальное Михаил Блинкин считает «лирикой» и «лозунгами». В частности, говорит он, для наращивания доли электромобилей до 15% в общем парке сначала нужно решить проблему с утилизацией литийионных батарей.

Контент недоступен

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает заложенные в стратегии планы «абсолютно невыполнимыми». «Полностью отсутствует необходимая для зарядки инфраструктура, ее строительство обойдется в миллиарды долларов, — считает он.— Строительство зарядок в Москве ограничивается еще и нехваткой мощностей для подключения». Эксперт считает, что прирост парка может даже застопориться, так как ввоз импортных электромобилей в Россию теперь облагается серьезными пошлинами. «Кроме того, электромобили как технология вполне могут к 2035 году стать архаичными: мир стремительно движется в сторону водородной экономики», — уточнил Антон Шапарин.

Увеличить долю населения, которая сможет добираться за 20 минут до ближайшей станции метро или электрички, вполне реально, полагает глава Союза пассажиров России Кирилл Янков, в Москве этот показатель почти везде достигнут, а в Подмосковье почти нет городов, где не было бы железной дороги. А вот достичь интервала 2,5 минуты для движения поездов пригородного сообщения, считает он, будет сложно: время входа-выхода пассажиров на станциях может превышать 2−2,5 минуты.

Иван Буранов