Чем запомнится 2021 год автомобилистам?

Техосмотр, экзамен на права, новые штрафы… Подводя итоги уходящего года, оглянемся назад и вспомним, что мы приобрели, а что потеряли

Новый старый знак — это единственные поправки в ПДД

Ограничения, связанные с пандемией, повлияли не только на трафик, но и на активность нормотворцев. Например, первый раз за долгие годы не было внесено ни одной поправки в Правила дорожного движения. Впрочем, это стало следствием решения правительства все последующие изменения в «основной закон» водителя вносить только путем переиздания документа целиком. Предлагаемый путь весьма непростой, и чиновники пока не готовы инициировать такую масштабную работу по пересмотру ПДД. Поэтому, несмотря на активное обсуждение в течение года проекта поправок, касающихся электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности, никаких юридических решений принято так и не было.

Тем не менее, в два этапа вступило в силу постановление Правительства, принятое еще в прошлом году. Перенумерован знак, предупреждающий о камерах фиксации нарушений ПДД.

slide image for gallery: 28346 | Фотовидеофиксация
Если раньше он имел номер 8.23 «Фотовидеофиксация» и применялся в виде дополнительной таблички к основному знаку, то теперь он обрел номер 6.22 и получил право на самостоятельную жизнь.

Его дизайн остался прежним, несмотря на то, что изначально предлагалось выполнить его на голубом фоне. Изменились и правила его применения. Прежде табличка была привязана к знаку, вводящему определенные ограничения или режимы: ограничение скорости, выделенка и прочее. Теперь он должен устанавливаться за 150−300 м до начала зоны контроля за городом, а также на въезде в населенный пункт. Плюс к тому им обозначаются не только стационарные, но и передвижные (на треногах или автомобилях) комплексы фотовидеофиксации.

Нарушения на переезде подорожали в пять раз, а пьяным водителям добавили сроки

Существенного ужесточения ответственности за нарушения ПДД тоже не произошло. Административный кодекс в этой части поправили лишь однажды, увеличив сумму штрафа за нарушения правил движения через железнодорожные пути с 1000 до 5000 рублей и исключив возможность льготной уплаты половины суммы в течение 20 дней после вынесения постановления.

slide image for gallery: 28005 | Железнодорожный переезд
slide image for gallery: 28005 | Железнодорожный переезд
slide image for gallery: 28005 | Железнодорожный переезд
slide image for gallery: 28005 | Железнодорожный переезд
6фотографий

Зато увеличились санкции за управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения, который на данный момент считается подвергнутым административному наказанию за пьяную езду или отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также имеющим судимость за ДТП в состоянии опьянения. Речь идет о частях 1 и 2 статьи 264.1 УК РФ соответственно. В первом случае самое строгое наказание — 2 года, во втором — 3 года лишения свободы.

Напомним, что подвергнутым административному наказанию считается водитель в течение года после окончания исполнения постановления — оплаты штрафа или истечения срока лишения.

Два этапа практического экзамена на права объединили в один, но сдать его почти нереально

Существенным образом изменился порядок получения права управления транспортными средствами. С вступлением в силу с 1 апреля нового административного регламента ушла в прошлое так называемая «площадка» — экзамен, на котором демонстрируются навыки маневрирования в ограниченном пространстве на автомобиле.

Теперь их тестируют в ходе экзамена «в городе», то есть на испытательном маршруте. Сами маршруты стали разнообразнее. Строже стали принимать и теоретический экзамен на знание ПДД. В результате количество кандидатов, сумевших сдать все экзамены с первого раза, сократилось до рекордных значений.

Ближе к концу года Минцифры совместно с Госавтоинспекцией провели эксперимент по использованию электронного свидетельства о регистрации транспортного средства. Для этого автовладельцам предлагалось скачать специальное приложение «Госуслуги. Авто», в котором можно сгенерировать QR-код и продемонстрировать его инспектору ДПС. Тот должен был с помощью своего смартфона или планшета сосканировать код и в удаленном режиме получить сведения о транспортном средстве.

Правда, как оказалось, далеко не все инспекторы не только оказались технически не готовы к нововведениям, но и даже не слышали про этот эксперимент. Тем не менее, чиновники полны оптимизма перевести в будущем в цифровой формат еще и водительское удостоверение.

В медиапространстве довольно вяло обсуждались недавние поправки в Федеральный закон «О полиции», которые, помимо всего прочего, позволили сотрудникам вскрывать машины в том числе и для того, чтобы достать оттуда особо опасных нарушителей, не желающих выходить по собственной воле.

Не сумев организовать честный техосмотр, власти решили от него отказаться

Наконец, самый, пожалуй, резонансный итог уходящего года — это реформа техосмотра. Она стартовала в марте и была призвана ужесточить процедуру технического диагностирования транспорта. Однако первые же дни работы пунктов техосмотра по новым правилам показали, что надежды властей навести порядок в этой области рухнули.

slide image for gallery: 27744 | Техосмотр
slide image for gallery: 27744 | Техосмотр
slide image for gallery: 27744 | Техосмотр
slide image for gallery: 27744 | Техосмотр
6фотографий

Коммерсанты быстро сориентировались в ситуации и продолжили штамповать направо-налево диагностические карты без фактического осмотра. Ну разве что их услуги немного подорожали. Это обстоятельство подтолкнуло к радикальному решению, прозвучавшему изначально, как ни странно, из уст начальника Госавтоинспекции страны Михаила Черникова, а потом материализовавшемуся в виде законопроекта, внесенного в Госдуму. Итог — для личного легкового транспорта техосмотр будет обязателен только в случае продажи машины в возрасте старше 4 лет.