Не на коду: эксперимент по переходу на электронные СТС решено продлить

Сколько продлится тестирование и когда заработает система электронной документации на автомобили

Эксперимент по цифровизации свидетельств о регистрации транспортного средства (СТС) решено продлить. С сентября по декабрь свыше 1 млн автовладельцев приняли участие в тестировании. Они оформили электронные СТС через приложение «Госуслуги Авто» и могли предъявлять сотрудникам ГИБДД QR-код, а не оригинальный документ. Впрочем, опрошенные «Известиями» инспекторы отказываются принимать электронный СТС и говорят, что у них нет возможности проверить его подлинность, а водители жалуются на нестабильность работы приложения. Вероятно, эксперимент решили продлить, поскольку пока проект еще «сырой», полагают эксперты. В Совете Федерации считают, что понадобится немало времени для того, чтобы новшество стало правовой нормой.

Сырой код

Эксперимент по цифровизации СТС стартовал в России 1 сентября и должен был завершиться 1 декабря. За три месяца более 1 млн пользователей установили приложение «Госуслуги. Авто», получив электронный вариант документа, сообщили «Известиям» в Минцифры.

— Водитель может предъявлять инспектору в своем мобильном приложении «Госуслуги. Авто» QR-код на СТС, — рассказали в пресс-службе ведомства. — Кроме того, через приложение пользователи могут делегировать управление своим транспортным средством другому человеку (то есть передать электронный СТС на свой автомобиль), скачивать выписку на авто из госреестра транспортных средств ГИБДД, а также подать заявление на регистрацию авто, а по истечении срока действия водительского удостоверения записаться на его замену.

Эксперимент продолжается. Представители министерства сообщили «Известиям», что сейчас доступна возможность предъявлять электронный СТС. В ведомстве рассказали о новых планах: следующим шагом станет отмена необходимости возить с собой бумажный СТС — об этом будет сообщено дополнительно. Ранее в ГИБДД отмечали, что использование СТС в электронном виде не отменяет его обязательное наличие в оригинале у водителя. Пока что сотрудники инспекции вправе требовать для проверки пластиковый СТС после предъявления его электронной версии.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Источник: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Несмотря на высокий рейтинг приложения в Google Play и App Store, первые же отзывы в магазине приложений отрицательные. В основном жалуются на то, что программа еще «сырая» и в ней много ошибок.

«Работало, теперь нет. Вот так тормознут на дороге, а приложение не работает. Программа просит подтверждения доступа к личным данным через “Госуслуги”. Но там про программу ничего не известно», — написал один из пользователей.

Некоторые жалуются на медленную реакцию техподдержки. «Приложение перестало работать, пишет “предъявление СТС недоступно”, данные с базы данных ГИБДД не загружаются. Ни перезапуск, ни переустановка приложения не помогают. Написал письмо в поддержку, но они не отвечают», — пожаловался пользователь Сергей Бойцев.

Бумага терпит

В сентябре пресс-служба МВД сообщала, что опытная эксплуатация электронного сервиса предъявления владельцем транспортного средства СТС с помощью мобильного приложения «Госуслуги. Авто» продлится до 1 декабря 2021 года.

На вопрос о причинах, почему было решено продлить эксперимент, а не ввести норму на постоянной основе, в Минцифры не ответили.

— Минцифры и МВД России обсудили ход проведенного эксперимента и признали его в целом успешными, — утончили в ведомстве. — Приложение «Госуслуги Авто» функционирует в текущем режиме, автомобилисты могут предъявлять сотрудникам ГИБДД свидетельство о регистрации транспортного средства в виде QR-кода в приложении. При этом сотрудники ГИБДД вправе попросить предъявить бумажную версию документа.

Эксперты и пользователи полагают, что дело в явной неготовности проекта.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Источник: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Сотрудники ГИБДД в частной беседе с «Известиями» сообщили, что пока намерены по-прежнему требовать СТС на традиционном носителе.

— Мы действуем в соответствии с законодательством Российской Федерации, где о приложении и QR-кодах речи пока не идет, — сказал один из них. — В настоящее время в электронном виде выдаются ПТС, а также страховка, но мой совет водителям — брать с собой распечатанный вариант документов.

«Известия» направили запрос в МВД.

По мнению автомобилистов, пусть приложение действительно пока работает некорректно, но в целом идея отказа от бумажных документов в пользу их электронных версий многим нравится.

— Я живу в Подольске, недавно меня остановили на подъезде к городу. Я попытался показать электронный СТС сотруднику ГИБДД, но на меня лишь вопросительно посмотрели и попросили бумажный оригинал. То есть даже правоохранительные органы не в курсе нововведений, — поделился впечатлениями водитель Сергей Дружинин. — Само приложение «Госуслуги. Авто» работает нестабильно. У меня несколько раз пропадали данные, удалялось фото СТС.

https://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/900x506/public/photo_item-2021-12/DK405308.JPG.jpg?itok=AUsPWBsY
Источник: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Сергей назвал себя энтузиастом любых цифровых новшеств, поэтому считает, что в целом идея правильная.

— Тренд на перевод документов в электронный вид понятен. И это действительно положительная тенденция. Очень удобно держать бумажный дубликат дома, а сотруднику при необходимости предъявлять электронный вариант, — сказал «Известиям» член общественного совета ГУВД МВД России по Москве Петр Шкуматов.

При этом он заметил, что эксперимент с электронными СТС проходит вне правового поля, так как в соответствии с ПДД водитель обязан предоставлять оригиналы документов. Идею надо популяризировать по всей России и объяснять не только водителям, но и сотрудникам ГИБДД ее полезность, считает Петр Шкуматов.

— Нужно посмотреть на результаты эксперимента, но в принципиальном плане я приветствую цифровизацию персональных документов, — сказал «Известиям» зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. — Это, несомненно, серьезно упрощает жизнь. С другой стороны, учитывая чувствительность этой темы для ощутимого сегмента общества, важно предусмотреть параллельно с цифрой и хождение бумажных документов. У нас далеко не все водители имеют при себе смартфоны.

Сенатор полагает, что спешить с таким нововведением не стоит.

— Стратегически это правильная линия, но, учитывая необходимость доработки вопроса защиты персональных данных, здесь нужно продвигаться аккуратно. Кроме того, мы только решаем задачу, чтобы везде был интернет, но пока этого нет, — указал он.

Отладка технической стороны потребует времени, заключил Константин Долгов.