Почему на литых дисках нельзя ездить зимой? Один плюс и два недостатка

Преимущества легкосплавных колес в зимние месяцы превращаются в недостатки

Существует два распространенных вида дисков: литые и штампованные. Первые хорошо выглядят и поэтому пользуются популярностью среди автомобилистов. Вторые же, наоборот, считаются непрестижными из-за непрезентабельного внешнего вида. Однако зимой достоинства превращаются в недостатки, и литые колеса могут преподнести хозяевам ряд проблем. К чему готовиться автомобилистам и как избежать трудностей зимней эксплуатации?

Легкий вес и красота

Помимо красивой внешности, продавцы дорогих литых колес непременно говорят об уменьшении так называемых неподрессоренных масс. Литые диски считаются легкими, отчего масса колеса в сборе немного меньше, чем у штампованного. Это действительно важный конструктивный параметр, однако зимой он не играет никакой роли. Вместе с большим литым диском ставится тяжелое зимнее шипованное колесо, которое имеет ограничения по скорости и по балансировке. Быстрее 160 км/ч на нем ездить не рекомендуется, безопасная скорость на сухом и чистом асфальте колеблется в районе 110−120 км/ч. Дело в том, что шипы снижают коэффициент сцепления резины с асфальтом и при торможении увеличивают путь до полной остановки. На заснеженной же дороге нельзя ездить быстрее 90 км/ч.

Преимущества же легких колесных дисков заметны в основном летом, да и то на скоростных трассах, где важны динамика и быстрота ускорений. Легкое колесо меньше нагружает подвеску при проезде плохих участков дорог и экономит топливо при крейсерской скорости. Зимой на первый план выступают другие преимущества.

Хрупкие, как хрусталь

Легкосплавные колеса уже при −10 °C становятся хрупкими и хуже сопротивляются нагрузкам. Поэтому поездка по разбитым дорогам для них закончится плачевно.

В январе и феврале температура воздуха может падать до −20, а то и до −30 °C, особенно в северных регионах России. Даже в Москве нередки сильные морозы, а чуть поближе к Полярному кругу термометр, бывает, показывает и −40 °C. В такие морозы сплав алюминия, магния, титана, кремния меняет характеристики. При сильных ударах о кочки могут пойти трещины. Критическая температура для дисков — −40 °C, при ней даже небольшая яма может образовать трещины на ободе. Покрышка тогда теряет давление и спускает воздух. При ударах колесо способно полностью разрушиться.

Но чаще всего такие удары приводят к повреждению покрышек. При ударах крепкий обод упирается в резину — и шина лопается.

Пробить колесо на штампованном диске намного труднее. Энергия удара нередко передается от сминаемой резины к ободу колеса, который гнется и поглощает ее.

slide image for gallery: 27311 | Снегопад в Москве
slide image for gallery: 27311 | Снегопад в Москве
slide image for gallery: 27311 | Снегопад в Москве
slide image for gallery: 27311 | Снегопад в Москве
slide image for gallery: 27311 | Снегопад в Москве
13

Поэтому лучше для зимы выбирать обычные штампованные колеса, которые меньше зависят от понижения температуры. Сталь не так хрупка, как легкие сплавы, имеет намного большую вязкость, поэтому при сильных механических воздействиях только гнется, но не трескается. Починить штампованный диск можно с помощью кувалды.

Разбалансировка и грязь

Красивые литые диски имеют толстые спицы с большим шагом. Они открыты для пыли, воды и снега. Во время вращения образуется область пониженного давления, куда всасывается грязь, насыщенная противогололедной химией, которая налипает на рабочие механизмы тормозной системы и на элементы подвески.

Нередко во время снегопадов, когда дорога покрывается мокрыми сугробами, спицы этих дисков цепляют комья субстанции и разбрасывают их по сторонам. Мокрый снег налипает на внутреннем ободе диска и превращается в лед. Балансировка колес нарушается, и они начинают вибрировать. Снег также забивает внутренние пространства арок колес, спрессовывается вместе с песком в крупные наросты и препятствует работе подвески.

Со штампованными колесами такие неприятности случаются реже, так как они не имеют спиц и полностью закрывают механику тормозной системы. С внутренней стороны тормоза предохраняет большой пыльник. Помимо этого, на колеса надеваются колпаки, которые дают дополнительную защиту.

Подпишитесь на нас