История необычного путешествия по Тыве

Открываем нетуристические точки на карте и рассказываем об одном удивительном путешествии по республике Тыва

Здесь, в географическом центре Азии, у слияния Большого и Малого Енисея, продолжается экспедиция «Страна Энтузиастов». Заключительный участок от Иркутска до Кызыла был разнообразен и ярок — смена ландшафтов, пейзажей, погоды и, главное, новые встречи, новые люди, новые граждане нашей «Страны Энтузиастов».

Центр Азии
Центр Азии
Центр Азии
Центр Азии
Центр Азии

Мы лишний раз убедились, что теперь дорога через всю страну на Дальний Восток практически ничем не отличается от путешествия из Москвы в Санкт-Петербург. Трасса «Сибирь», на которой в начале 2010-х в результате реконструкции были покрыты асфальтом последние грунтовые участки между Тайшетом и Тулуном, поддерживается в отличном состоянии, развивается её инфраструктура. Съезжать на грунтовки нужно только ради того, чтобы подобраться к маленьким заповедным Транссибовским станциям.

Здесь еще остались деревянные вокзальчики, помнящие и Белую Гвардию Каппеля, и белочехов, и красных партизан, и добровольцев-строителей промышленных гигантов, и арестантские этапы…

Почти 1000 километров от Иркутска до Красноярска пролетели как 100. Наши Volkswagen Multivan 6.1 вернулись на свойственный им гладкий асфальт, оставив полный привод в резерве — он еще пригодится…

Круговорот добра

На Енисее нас ждали девушки из проекта «Круговорот» — руководитель проекта Анастасия Новикова и спикер Екатерина Харахонова. Если описывать их деятельность одним, придуманным ими же словом, это «расхламление». Да-да — сколько лишних, ненужных уже вещей хранят наши шкафы. И наши героини предлагают распахнуть створки старого гардероба и дать ненужным вещам вторую жизнь — разместить их в своем магазине, где самая дорогая, и порой еще хранящая этикетку со многими нулями брендовая новинка стоит максимум несколько сотен.

Круговорот добра
Круговорот добра
Круговорот добра
Круговорот добра
Круговорот добра
7

Эта история о доверии. Здесь не спрашивают справку о доходах и паспорт, и, если человек пришел сюда, значит, он действительно нуждается. А почему бедный неимущий, не может иметь право одеться красиво и модно? Ну, а те, кто отдают то, что не подошло или надоело, тоже чувствуют, что делает доброе дело. Да и не всем по нраву размещать объявления о продаже и тратить на это время. А тут — по городу в людных местах стоят контейнеры, работают курьеры, которые все это добро собирают. То, что не идет в магазин, остается на складе, и туда каждый может прийти и взять вещь бесплатно.

Раз в неделю девушки ездят по дальним красноярским деревням и устраивают раздачу вещей — каждый берет столько, сколько ему надо. Ну, а то, что стало ветошью, идет в переработку и на подстилки в приюты бездомных животных. Предварительно, кстати, работницы удаляют вручную всю фурнитуру, и это отнюдь не легкий труд. В месяц больше 1000 человек обзаводятся обновками, больше полутора тонн тряпья вместо мусорных полигонов идет в переработку… Сейчас уже «Круговорот» стал принимать заказы — в том числе и на свадебные платья. Так что это уже не только новая жизнь старых вещей, а еще и чье-то большое или маленькое счастье.

Загадочная Хакасия

От Красноярска на юг тянется федеральная трасса «Енисей», и нам туда, в Хакасию, по живописнейшим местам мимо Дивногорска и Красноярской ГЭС, некогда одной из крупнейших в мире. На подъездах к плотине на постаменте замер первый отечественный карьерный самосвал МАЗ 525. Таких машин с танковым 39-литровым 12-цилиндровым дизелем Д-12 сделали с конца 40-х до середины 60-х больше 6000 штук, но этот остался последний. И он — один из тех, кто участвовал в легендарном, воспетом в песнях, стихах и запечатленном на живописных полотнах и плакатах перекрытии Енисея 25 марта 1963 года.

ГЭС
ГЭС
ГЭС
ГЭС

Спускаемся с гор в степи и начинается Хакасия — древняя земля, хранящая еще много тайн. Они скрываются за каждым менгиром — надгробной каменной плитой, виднеющейся из сухой, подернутой инеем травы… Самые знаменитые хакасские менгиры, безусловно, Сафроновские — по названию близлежащего села. Исполинским 7-метровым мегалитам примерно 2500 лет. Специалисты утверждают, что воздвигнуты они на местах захоронений очень знатных людей, и некрополь этот формировался не один десяток лет.

Сафроновские менгиры поражают не только размерами, но и тем, что на них сохранились рисунки — петроглифы, запечатлевшие людей, совершающих обряды, сакральные фигуры, зверей и птиц.

В Хакасии сохранились тысячи других менгиров, но петроглифов на них не наблюдается. Местные относятся к менгирам, независимо от их размера, с благоговейным почтением и ни один камень здесь не тронут рукой вандала. Тем удивительнее было нам обнаружить современную надпись на одном из мегалитов. Но потом мы вчитались и обнаружили дату — 1945 год. Это многое объясняет.

Хакасия
Хакасия
Хакасия
Хакасия
Хакасия
8

Впрочем, там, среди древних каменных глыб, стоит оказаться, чтобы постоять в вечной тишине, почувствовать легкое дыхание степного ветра и объяснить самому себе многое, что не находило ранее ответа в душе. Здесь точно получится все разложить по полочкам и уехать обновленным. Мы так и сделали.

Авторство концепции, маршрута и организация экспедиции принадлежит команде телепродюсера, путешественника и автогонщика Андрея Леонтьева LAV Racing, за плечами которого уже более 50 путешествий и экспедиций по России, включая регионы Арктики и Крайнего Севера и более 500 телепрограмм и документальных фильмов, посвященных теме автомобильных путешествий.

Что такое экспедиция «Страна Энтузиастов»?

Экспедиция «Страна Энтузиастов» стартовала 12 октября 2021 года из Магадана. Участники экспедиции на трех автомобилях стартовали с берега Охотского моря, чтобы, преодолев за 50 дней 25 000 километров через 40 регионов России, через лобовые стекла увидеть воды моря Баренцева. В планах экспедиции — финишировать 1 декабря на Кольском Полуострове на границе с Норвегией.

Миссия экспедиции — способствовать развитию автомобильного туризма, своим примером в очередной раз доказать, что можно забираться даже в дальние уголки России на обычных автомобилях без какой-либо специальной подготовки.