Чем опасна невидимая «грыжа» на покрышке

Повреждения шин не всегда заметны водителю. Удар о край большой ямы или о неудачно попавшийся лежачий полицейский могут привести к разрыву корда

Кроме того, при дорожных работах на асфальте появляются крупные срезы асфальта, которые острыми краями грозятся пробить каркас покрышки. «Грыжа» так же незаметно вспухает из-за производственного брака.

В итоге автомобиль рискует потерять надежность управления. Как же распознать невидимую «грыжу» и чем она грозит машине?

Причины вздутий

Иногда повреждения появляются вследствие производственного брака. У радиальных однослойных покрышек встречается расхождение нитей корда слоя каркаса. Небольшого удара в слабое место хватает, чтобы резина продавилась сквозь нити, из-за чего образуются вздутия. Как правило, они возникают с обеих сторон покрышки.

slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской
slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской
slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской
slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской
slide image for gallery: 26749 | Сезонная смена летней резины на зимнюю в шиномонтажной мастерской
9

Иногда незаметная деформация стенки шины возникает сразу после покупки при накачке шины на монтаже. Если есть хоть малейшее изменение однородности боковины, то это признак заводского дефекта и колесо подлежит замене.

Но бывают и невидимые повреждения. К примеру, из-за воздушного пузыря, который образуется из-за оставшейся раковины между слоем резины и кордной тканью, после некоторого пробега внутри материала шины возникает неоднородность. В раковину проходит воздух и выдавливает резину наружу.

К возникновению скрытых повреждений приводит неверная парковка автомобиля. Если часто со скрипом тереться резиной о бордюр, да еще и прижиматься к нему на небольшой скорости, то в резине возникают трещины и небольшие порезы, которые могут развиться в полноценную «грыжу».

Важно также следить за давлением в шине. Если оно сильно меньше или больше рекомендованных значений, то нити корда значительно сокращают ресурс. Нередко повреждения оказываются не с внешней, а с внутренней стороны колеса и незаметны взору водителя.

Повреждения иногда формируются и под протектором, что серьезно ухудшает их обнаружение.

яма колесо
Источник: legion-media / Emilia Whitbread

Как распознать невидимую «грыжу»?

На начальном этапе формирование повреждения можно распознать по изменению поведения автомобиля во время движения. Если вздутие появилось под протектором, то на малой скорости (5-10 км/ч) будет наблюдаться покачивание кузова, сопровождающееся легкой вибрацией. При открытом окне будут слышны нехарактерные хлопки. При достижении скорости движения 60 км/ч появится биение рулевого колеса.

Однако при увеличении темпа движения вибрация снизится и перестанет ощущаться.

А вот боковые «грыжи»  часто не выдают себя, потому как не сильно влияют на балансировку. Только при уже разросшемся «яблоке» начинают чувствоваться нарушения в распределении массы колеса. Для выявления неисправностей необходимо поднять машину на подъемнике и, проворачивая колесо, внимательно осмотреть его снаружи и изнутри.

«Грыжа» может вырасти даже на ниппеле. Если колесо выдержало удар, то иногда часть энергии так распирает резиновый воздуховод, что внутренние слои рвутся и ножка ниппеля распухает. Ездить на автомобиле в таком случае не стоит. Это вздутие может прорваться в любой момент.

Чем влияют «грыжи» на автомобиль?

При деформации покрышки нарушается центр масс, из-за мелких вибраций сокращается срок службы элементов подвески и прочих деталей автомобиля, в том числе ШРУСов, шаровых опор, рулевой тяги.

Если оставить повреждения без внимания, то рано или поздно они приведут к разрыву резины. Внутренним давлением воздуха поврежденное место будет распираться, и шишка стремительно вырастет.

При прорыве «грыжи» всегда наблюдается резкое ухудшение управляемости транспорта. Машина рыскает по полосе, что особенно опасно при движении по многополосным дорогам, типа МКАД. Водителю придется снижать скорость и маневрировать в условиях плотного потока, что в разы увеличивает вероятность аварии. При этом вместе с лопнувшей покрышкой резко снижается эффективность торможения.

Поэтому использование колес с повреждениями не допускается. Пункт 5.2 «Перечня неисправностей» в приложению к ПДД гласит, что запрещается эксплуатация транспортных средств, у которых «шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины». Нарушителям грозит штраф в 500 рублей.