Лишенный за пьянство летать не может

Алкоголь за рулем может обернуться пожизненным изъятием прав, запретом управлять самолетом, поездом, лодкой и владеть оружием

Белый дом, выяснил «Ъ», готовится очередной раз радикально ужесточить наказания для пьяных водителей. Вице-премьер Марат Хуснуллин поручил ведомствам разработать «предложения» по введению уголовной ответственности за сам факт нетрезвого вождения и пожизненного лишения прав для нарушителей-рецидивистов.

Кроме того, за нетрезвую езду гражданин будет лишаться не только водительского удостоверения, но и прав на управление поездом, самолетом, яхтой, а также возможностью владеть оружием. Законодательство в этой сфере ужесточили лишь три месяца назад, однако, как пояснил «Ъ» Марат Хуснуллин, смертность в пьяных ДТП снижается медленнее, чем необходимо.

Без названия
Источник: Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ

«Ъ» ознакомился с протоколом заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, которое состоялось в начале сентября. Господин Хуснуллин поручил МВД, Минздраву и Минюсту до 1 ноября представить «согласованные предложения» по введению уголовной ответственности для нетрезвых водителей, «принимая во внимание степень опьянения» (то есть, наказание будет применяться при достижении определенного уровня алкоголя в организме, какого — пока не ясно). Сегодня, напомним, максимально допустимая норма — 0,16 мг алкоголя на литр выдоха, или 0,3 г на литр крови. КоАП предусматривает для нарушителей штраф и лишение прав, а ст. 264.1 УК РФ позволяет посадить в тюрьму водителя, севшего пьяным за руль повторно.

Как пояснил «Ъ» Марат Хуснуллин, 88% всех смертей в ДТП, произошедших по причине нетрезвого вождения, связаны с тем, что у виновников аварий в крови обнаруживают более 1 промилле алкоголя в крови (или 1 г в литре).

«Садясь за руль в таком состоянии, человек создает угрозу для жизни участников движения, поэтому мною дано поручение рассмотреть возможность ужесточения мер ответственности, вплоть до уголовного наказания», — сказал вице-премьер.

МВД вместе с Росгвардией, Ростехнадзором, Государственной инспекцией маломерных судов МЧС и Росавиацией должны проработать «единый механизм прекращения (ограничения)» прав пьяного водителя на управление всеми видами транспорта — колесного (автомобили), самоходного (снегоходы, спецтехника), водного (гидроциклы, лодки, яхты), а также авиационного и железнодорожного. Ограничиваться (или прекращаться) будут также права на владение, хранение и ношение оружия. МВД и Минздрав проработают механизм обязательной постановки на учет в наркодиспансеры всех лиц, лишенных прав за нетрезвую езду. Еще одно поручение — проработать возможность пожизненного лишения прав (сегодня максимальный срок лишения — три года) для водителей, оказавшихся за рулем в пьяном виде повторно. Официальный представитель Марата Хуснуллина подтвердил «Ъ», что такое поручение дано.

Радикального ухудшения ситуации с аварийностью, судя по официальной статистике, сейчас не наблюдается. По данным ГИБДД, в первом полугодии произошло 5,1 тыс. ДТП по вине водителей, имевших признаки опьянения (—37% к 2020 году), число погибших и раненых в этих авариях также падает.

«Смертность на дорогах с участием водителей в состоянии опьянения снизилась, но значительно меньшими темпами, чем смертность в авариях, не связанных с пьянством за рулем,— пояснил „Ъ“ Марат Хуснуллин.— Сегодня ведется большая работа по созданию безопасной инфраструктуры, это дает свои плоды, но в борьбе с пьяными водителями это не помогает».

В последние годы власти регулярно усиливают наказание за нетрезвое вождение. В 2019 году за «пьяную» аварию, в которой погибли люди, максимальный срок лишения свободы был увеличен с девяти до 15 лет. 12 июля 2021 года вступили в силу поправки к ст. 264.1 УК РФ, ужесточившие наказание за «повторную пьянку»: ранее имевшие судимость за «нетрезвое» ДТП водители теперь могут отправиться в тюрьму на три года.

Отметим, норма, запрещающая приобретать лицензию на покупку оружия гражданам (и аннулировать ее), привлеченным к ответственности за «пьяную езду», уже записана в действующем законе «Об оружии» и вступает в силу 29 июня 2022 года. Речь идет о пакете поправок к оружейному законодательству, принятых Госдумой после резонансного инцидента в Казани в мае 2021 года (Ильназ Галявиев расстрелял несколько человек из гладкоствольного ружья).

В РЖД поручение не комментируют. Источник в Росавиации подтвердил получение поручения из правительства, уточнив, что предложения «пока находятся в стадии формирования». От официальных комментариев в ведомстве воздержались.

«В моей практике были несколько случаев, когда пилоты в нерабочее время за рулем в пьяном виде попадали в ДТП,— рассказывает нарколог Александр Ковтун.— Работодатели направляли таких пилотов на наркологическую экспертизу, чтобы понять, годен он к управлению самолетом или нет». «Бредом» назвал в разговоре с «Ъ» предложения пилот «Аэрофлота» Андрей Литвинов: «Это две совершенно не связанные истории, контроль за состоянием пилотов со стороны авиарегуляторов более чем достаточен». "Когда меня поймают пьяным за штурвалом, пусть судят за это«,— поддержал его директор Ассоциация малых авиапредприятий Дмитрий Куликов. В США, говорит пилот Павел Семченко, пилоты добровольно сообщают авиарегулятору о проблемах с алкоголем. В России же, опасается он, новые требования могут обернуться «мощнейшим коррупциогенным фактором, почвой для злоупотреблений и вымогательств».

«Нарушение должно коррелироваться с наказанием,— отмечает президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Посягнул на безопасность движения — в той же области и наказание получил. Нельзя же, например, за несанкционированное проведение митингов лишать права рулить трактором».

Вводить уголовную ответственность за сам факт вождения нельзя, полагает юрист, адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько: «Система диагностики опьянения, мягко говоря, несовершенна, и ошибочные диагнозы случаются нередко».

В дептрансе Москвы поддержали поручение правительства. «Инициатива о создании единого механизма лишения прав продолжает строгую политику выбора сотрудников метрополитена,— заявили там.— Уже сегодня при подборе наших сотрудников, особенно машинистов поездов, проводится психологический отбор. В рамках прохождения медкомиссии машинистов проверяют на пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам. Управление любым транспортным средством в нетрезвом виде для наших работников недопустимо и в нерабочее время».

Иван Буранов, Айгуль Абдуллина