Auto article image: 82485

Техосмотр отменяют. А как теперь покупать ОСАГО?

Александр Потапов

Изменений в законодательстве, касающихся техосмотра и ОСАГО, уже столько, что путаются даже эксперты. Какие из них действуют сейчас и что будет дальше? Рассказываем

Что именно произошло?

7 сентября правительственная комиссия по безопасности дорожного движения одобрила предложения партии «Единая Россия» по отмене обязательного техосмотра, сообщил официальный сайт правительства РФ.

Но тут не сказано, что техосмотр уже отменяют. Как на самом деле?

Действительно, «одобрить предложения» — это не равно «принять закон» или, тем более, «отменить техосмотр». Однако дело в том, что внутри правительства уже давно шли жаркие дискуссии о том, что делать с техосмотром. И это самое «одобрение» в реальности значит следующее: все органы власти пришли к консенсусу, о чем они официально и заявили вот таким образом.

Раз власти, наконец, выработали решение, то сомневаться в том, что его примут, не приходится.

В правительстве об этом говорят прямо. «Парламентарии от „Единой России“ вместе с кабмином доработают необходимый законопроект, внесут в Госдуму и оперативно примут в новом созыве», заявил секретарь Генсовета «Единой России», первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак.

Скорее всего, эта самая отмена техосмотра будет принята до конца 2021 года, а вступит в силу в 2022.

То есть сейчас ничего не меняется?

Для простых автомобилистов до момента вступления еще не существующего даже законопроекта, который, как обещано, примет еще не избранная Госдума, — ничего не меняется. Это значит, что сейчас мы живем по нормативам, вступившим в силу с 22 августа 2021 года.

content image for: 82485

Напомним, с 22 августа 2021 года, техосмотр — а точнее, диагностическая карта, подтверждающая его прохождение, — не нужен при покупке полиса ОСАГО. Он не будет нужен и далее — то есть ОСАГО теперь можно спокойно покупать безо всякого техосмотра.

При этом формально сейчас требование проходить техосмотр не отменено. Да, штрафа за отсутствие действующей диагностической карты нет. Его планировали вводить с марта 2022 года, но теперь, очевидно, эти планы пересмотрят с учетом подготовки нового законопроекта.

Нюанс в том, что сейчас — и до тех пор, пока не изменится законодательство, — ОСАГО без техосмотра купить можно, но если техосмотра не будет у виновника ДТП, произошедшего из-за неисправности его автомобиля, то его страховка будет считаться недействительной.

imagespecial image for: 82485

Конечно, вряд ли таких ДТП будет много. По данным ГИБДД, в 2018 году, например, было зафиксировано только 35 аварий с особо тяжкими последствиями, которые случились из-за неисправности транспорта.

При этом все равно мы рекомендуем пока что не пренебрегать техосмотром — лучше иметь действующую диагностическую карту до тех пор, пока законодатели не определятся уже окончательно, что и как они поменяют.

Какими будут новые законы — до конца не ясно

По большому счету, мы не знаем, какой именно законопроект «примут», как обещали в правительстве — документа элементарно еще нет. Говоря о будущем, можно опираться только на те предложения, с которыми власти согласились. Они вот какие:

  • Техосмотр не будет нужен для автомобилей и мотоциклов частных лиц в возрасте до 4 лет
  • Техосмотр при смене собственника останется обязательным — продать машину без прохождения техосмотра не получится
  • Вообще ничего не поменяется для транспорта, принадлежащего юридическим лицам

По логике, в законе останется норма о том, что отсутствие техосмотра у виновника ДТП — повод отказать в компенсации по ОСАГО.

Точно так же весьма вероятно, что порядок техосмотра для тех, кому его все-таки нужно будет проходить, изменят, как и планировали.

Что касается штрафа за отсутствие техосмотра, запланированного с марта 2022 года, то, очевидно, владельцев машин в возрасте до 4 лет он касаться не будет. А вот для всех остальных его могут и оставить. Тем более, что на внедрение системы видеофиксации отсутствия техосмотра, уже выделены огромные бюджетные средства.

Контент недоступен
Александр Потапов