Как возить детей на занятия: лайфхаки для тех, кто сам не может

Перед 1 сентября перед многими работающими родителями встает вопрос: как забирать с учебы еще не очень самостоятельного ребенка, если школа далеко, продленки нет, а дома до вечера все на работе? А как ездить на кружки?

Те, кто живет рядом со школой, проблем не испытывают — некоторые дети уже в 1 классе возвращаются с занятий сами, а уж к 3-4 классу дойти до дома могут почти все.

А что делать, если школа не совсем рядом и при этом нет удобных маршрутов общественного транспорта или родители просто боятся отправлять ребенка на автобусе или метро в одиночестве?

То же самое и с кружками — не лишать же ребенка возможности дополнительного образования, если родители работают полный день? А как попасть на хорошие, но не самые близкие к дому кружки? Есть несколько проверенных решений для таких ситуаций.

1

Сервис сопровождения

В Москве и других крупных городах активно развиваются сервисы, предлагающие услуги сопровождения детей из школы на кружки или, например, из детского сада домой. Сопровождение может быть разного уровня — и от этого зависит цена.

Если ребенок будет сам идти из образовательного учреждения до автомобиля — стоимость услуги будет ниже. Есть варианты, предусматривающие помощь ребенку с тем, чтобы собраться и одеться — цена, конечно, вырастет.

Цена зависит и от расстояния, на которое будут возить ребенка. Если оно небольшое, что называется, «по району», то ежедневная доставка из школы домой обойдется примерно в 30 тысяч рублей в месяц. Дальше и чаще — дороже.

Водителями в таких сервисах в основном работают женщины среднего возраста — в том числе и потому, что это одно из основных ожиданий родителей, таким сопровождающим они не боятся доверить детей. В свою очередь трудоустройство в такую фирму — неплохой вариант приработка для женщины, у которой есть машина и несколько свободных часов в день.

2

Такси

Строго говоря, под «Детскими» в такси подразумеваются обычно поездки с детскими креслами. Плюс водители, которые работают на таких тарифах, проходят более тщательную проверку.

content image for: 82399

Стоимость ежедневных поездок ребенка из относительно недалекой от дома школы (в пределах района) в Москве составит от семи до десяти тысяч рублей в месяц. Если ездить и утром, и днем — соответственно, вдвое дороже. Этот вариант, однако, родители редко выбирают как регулярный — с точки зрения безопасности он подходит для уже достаточно больших и самостоятельных детей лет от 12–13, а у них нет проблем и с общественным транспортом.

3

Частная автоняня

Автонянями обычно называют таких нянь, которые не берут на себя задачи по воспитанию ребенка, не делают с ним домашнюю работу, а только лишь возят на своей машине. Такие няни обычно востребованы в семьях, где у детей много дополнительных занятий, и их нужно возить из школы каждый день сначала на кружки, затем домой. Дома дети оказываются около 18–19 часов, когда и родители уже возвращаются с работы.

Стоимость услуг автонянь, конечно, очень разнится — ведь их ищут по частным объявлениям или передают из рук в руки. Действительно приличного исполнителя крайне сложно найти меньше, чем за 250–300 рублей в час, причем оплачивается и время ожидания ребенка, который находится на кружке. Дешевле 20 тысяч рублей в месяц такая услуга в Москве стоить не будет.

4

Няня с автомобилем

Главное отличие от «просто автоняни» в том, что няня с автомобилем еще и выполняет все обычные обязанности няни. Цена может быть такой же, как и у автоняни (от 250 рублей в час), а может быть выше и доходить до 400 рублей в час. Но важнее то, что хорошие няни обычно ищут работу с полной занятостью.

То есть меньше, чем за 50 тысяч рублей в месяц и присматривать за ребенком, и возить его на своей машине вряд ли согласится кандидатка, действительно достойная доверия.

content image for: 82399
5

Няня без машины

Если школа находится недалеко от дома, но доверить ребенку пройти это расстояние самостоятельно вы не готовы, опять же может выручить няня, но уже без автомобиля. Услуги няни в среднем стоят около 300 рублей в час — хорошего кандидата на неполный рабочий день можно найти за 30–40 тысяч рублей в месяц.

Обычно няни соглашаются возить ребенка на кружки (или даже из школы) на общественном транспорте, особенно если такие поездки не предусматривают большое количество пересадок. В этом случае, правда, стоит учесть, что расходы на оплату проезда берут на себя родители ребенка.

С какого возраста можно отпускать ребенка одного?

Этот вопрос мы задали Дарье Кузнецовой, психологу-конфликтологу Домашней школы «ИнтернетУрок»:

К сожалению, нет точного и общего ответа на этот вопрос. Основные правила для самостоятельных прогулок таковы — не общаться с незнакомыми людьми, никуда с ними не ходить, даже если говорят, что мама в курсе. Еще знать основные правила дорожного движения, свой домашний адрес, телефон хотя бы одного из родителей и службы экстренной помощи, а также уметь пользоваться мобильным телефоном.

Когда эти условия будут соблюдены, можно пробовать самостоятельные прогулки в школу. А дальше многое зависит от обстоятельств и окружающей среды, в которой проживает семья, и от самостоятельности ребенка. Так, например, даже если школа в 10 минутах ходьбы, но путь пролегает через оживленные трассы, отпускать ребенка в самостоятельные прогулки до 11–12 лет не стоит. И в любом случае, безопасный путь должен быть хорошо усвоен ребенком — нужно не один раз пройти его вместе с родителем, который поможет обратить внимание на опасные места и покажет своим примером правильное поведение.

content image for: 82399

А если школа находится во дворах, то в 9–10 лет ребенок уже способен до нее добраться сам. При этом в возрасте до 9 лет еще не до конца сформировано понятие о времени, а значит, ребенок может где-то «залипнуть» и опоздать. Но многие детки и в 8 лет способны пройти расстояние в 10 минут, поскольку уже способны хорошо запоминать дорогу. Все очень индивидуально.

Как правило, в возрасте 12–13 лет ребенок вполне может самостоятельно преодолевать расстояния в 20 минут и передвигаться на общественном транспорте. Но тем не менее о самостоятельности ребенка могут судить только родители, и лучше опираться не столько на возраст, сколько на индивидуальные особенности развития.

Елена Куфтяк, заведующая кафедрой возрастной и семейной психологии Московского института психоанализа, доктор психологических наук, добавляет:

Возраст самостоятельного похода ребенка в школу зависит от его предыдущего опыта. Оставался ли ребенок один дома, ходил ли за покупками в ближайший магазин, гулял ли во дворе — все это важный опыт, который помогает развитию самостоятельности. Даже если в первое время родитель наблюдал за ребенком, например, из окна.

content image for: 82399

Следующим важным моментом самостоятельного перемещения ребенка в большом городе является его навык передвижения по дорогам. Родитель должен быть уверен, что ребенок будет вести себя на улице безопасно, и обучить этому — задача родителей. Поначалу это совместное передвижение через дорогу — это значит, что родитель вместе с ребенком идет и обсуждает весь маршрут движения, светофоры, повороты и переходы. На следующем этапе можно дать ребенку возможность самостоятельно вести по дороге взрослого. Далее ребенок может быть отпущен вперед, а родитель следует за ним на расстоянии. Затем ребенка можно отпустить одного на полпути до школы, но он должен будет обязательно позвонить, как только доберется до места.

Надо помнить, что если на пути в школу есть нерегулируемые перекрестки с интенсивным движением, то это дорога не для учеников младших классов. Они должны переходить дорогу по светофору или переходу, даже если для этого придется делать крюк.

Важным для самостоятельного похода ребенка в школу является знание базовых правил поведения, которые уберегут от встречи с недоброжелателями: не разговаривать с незнакомцами, не сообщать информацию о себе или родителях, не уходить с маршрута дом — школа — дом, не заходить в подъезд и лифт с незнакомыми.

Согласно результатам опросов в соцсетях, родители начинают отпускать самостоятельно детей в школу с 10 лет. Но это решение зависит от многих факторов. Родители должны учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его самостоятельности и сложности дороги в школу. При этом важно помнить, что чрезмерный контроль и опека способствуют появлению неуверенности и тревожности, развитию страха по отношению к окружающему миру.