Почему по ОСАГО ремонт плохой, а выплаты — маленькие (и когда это кончится)

Александр Потапов
Страхование ответственности водителей в свое время помогло прекратить постоянные конфликты и стало настоящим благом. Но жалоб на плохие компенсации сейчас много. Это крах системы или что-то изменится?

ОСАГО, появившаяся в России в 2003 году, страхует ответственность водителя перед другими людьми на тот случай, если водитель причинит им какой-то ущерб. Страхование нужно, прежде всего, самому этому водителю — риск повредить чужой «Бентли», по большому счету, есть всегда. Зачем, если что, платить круглую сумму из своего кармана, когда можно просто купить страховку.

Средняя цена ОСАГО несопоставима с размером компенсации. Полис, сообщает Российский союз автостраховщиков, сейчас стоит 5448 рублей — это средняя стоимость по России.

Максимальная выплата по ОСАГО в 2021 году составляет 400 000 рублей — это компенсация за ущерб, причиненный владельцем полиса чужому автомобилю или имуществу в ДТП. Компенсация за вред здоровью по ОСАГО выше — это 500 000 рублей.

Если автомобилю причинен ущерб больше, чем на 400 000 рублей, то пострадавший может взыскать разницу с виновника ДТП через суд.

Такие суды, к большому сожалению виновников ДТП, добросовестно застраховавших свой транспорт, происходят все чаще. Цены на автомобили растут, а сумма компенсации по ОСАГО остается прежней уже слишком давно, поэтому денег не хватает все чаще.

Как рассчитываются выплаты по ОСАГО?

Ущерб по ОСАГО по закону можно компенсировать двумя способами — это натуральное возмещение, введенное в 2017 году, и прямая денежная выплата. Натуральное возмещение подразумевает направление на сервис, где автомобиль приведут в то же состояние, которое было до аварии.

Сколько должен стоить ремонт в любом из этих случаев, страховые компании считают не «от балды».

  • Во-первых, существует Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства — ее утверждает Банк России. Он, напоминаем, контролирует весь рынок страхования и выступает так называемым мегарегулятором для него
  • Во-вторых, по этой методике каждые полгода, начиная с 2014, РСА создает специальные справочники. В них учитывается средняя стоимость запчастей, материалов и работ по ремонту

Все расчеты и производятся страховыми компаниями по этим справочникам. Проблема в том, что цены в справочниках далеки от реальных. Так, «средние» показатели определялись только для 13 экономических регионов. То, что между «экономическим регионом» и реальным регионом РФ есть большая разница, почти 7 лет никого не волновало.

Что изменится в расчете выплат по ОСАГО в 2021 году?

Банк России утвердил новую методику определения расходов на ремонт. Теперь РСА будет готовить справочники по ценам на ремонт не дважды в год, а каждые 3 месяца — что очень важно при нынешнем росте цен на запчасти и работы.

Кроме того, отменяются виртуальные экономические регионы. Стоимость запчастей, материалов и работ будет считаться индивидуально для каждого из субъектов Российской Федерации — расчет станет ближе к реальности и точнее.

Также РСА наконец получил право собирать данные о ценах не в магазинах «Автозапчасти», а онлайн. Это радует самих страховщиков, упрощая их работу. Правда, на автовладельцев это может повлиять и негативно — конечно, в расчет будут включаться самые низкие цены на запчасти, которые только можно найти в интернете. С другой стороны — формирование справочников будет происходить не тихо в недрах РСА, а публично.

«Ключевое новшество обновленной методики, которое всецело поддерживает РСА, — публичность и открытость проверки источников цен на запчасти, в том числе — региональных, и широкое общественное обсуждение справочников перед введением их в действие. Это позволит сделать процедуру расчета стоимости ремонта по ОСАГО еще более прозрачной и понятной каждому автовладельцу, а значит — позволит еще уменьшить количество судебных споров», — говорит Игорь Юргенс, президент РСА.

Влияние этих изменений автомобилисты смогут оценить только осенью 2021 года. То же — еще с одной «порцией» нововведений, касающихся расчета износа транспорта.

Износ по ОСАГО: считается или нет?

И натуральная компенсация в виде направления на ремонт, и денежная выплата по ОСАГО в большинстве случаев рассчитываются с учетом износа пострадавшего автомобиля. Естественно, это тоже было причиной большого количества споров автовладельцев со страховыми компаниями.

Однако весной 2021 года у финансового омбудсмена был представлен новый подход, к лету уже подкрепленный определением Верховного суда. Теперь если пострадавшему в ДТП не хватило денежной выплаты на восстановление автомобиля, он, по мнению ВС, имеет полное право требовать у виновника компенсации безо всякого износа.

Это может стать важной вехой в истории обязательного страхования в России. Однако как именно суды будут рассматривать подобные дела и будет ли позже на этом основании, возможно, как-то изменен закон, пока говорить рано. Практики просто еще недостаточно.

Подпишитесь на нас