За деньги – с ветерком, бесплатно – в пробке

К 2010 года в России должны появятся 17 платных участков автомагистралей. Большинство коммерческих дорог будет построено вокруг Москвы. Собирать деньги хотят не только на вновь построенных дорогах, но и на уже действующих.

Новая 19-километровая дорога от МКАД к Минской трассе в обход города Одинцово должна разгрузить Минское, Можайское и частично Рублево-Успенское шоссе. Стройка должна пройти в два этапа: к 2006 году собираются построить участок от МКАД до Подушкинского шоссе, а завершить трассу в 2008 году. Магистраль будет иметь шесть полос движения, предполагаемая скорость – 120 км/ч. Расчетная стоимость проезда для грузовиков составит 100 рублей, для легковушек – вдвое меньше. Уже в этом году собираются начать строительство двухкилометрового платного участка дороги в Красногорске, которая соединит Волоколамское шоссе и трассу «Балтия» (Новорижское шоссе). Построить несколько развязок и эстакад собираются за полтора-два года. Плата за проезд составит от 25 до 100 рублей. Начало работ на платном участке дороги «Россия» (Москва–Санкт-Петербург), который пройдет из Химок за Клин через Снегири и Высоковск, запланировано на следующий год. Сдача в эксплуатацию – на 2010. В Минтрансе утверждают, что на этот проект уже есть инвестор. К 2008 году собираются построить 45 километров новой 6-8-полосной трассы МКАД–Ногинск, которая пройдет параллельно федеральной трассе «Волга» в обход Люберец, Реутова, Балашихи и Железнодорожного. Она должна разгрузить Носовихинское, Егорьевское и Горьковское шоссе. Стоимость проезда составит от 50 до 150 рублей. Но в Минтрансе лелеют планы отдать в платную эксплуатацию несколько сравнительно современных трасс, имеющих параллельные дороги (без этого по действующим законам брать деньги за проезд нельзя). Например,

платными могут стать федеральные магистрали «Дон» (Новокаширское шоссе) и «Крым» (Симферопольское шоссе). У обеих трасс есть старые дублеры, правда, местами совсем узкие и проходящие через центры всех окрестных городов и населенных пунктов. Некоторое сопротивление такой инициативе пока оказывает правительство Московской области. Там считают преждевременным решение федеральных властей сделать к 2007 году платными участки: на трассе «Дон» – от МКАД до Каширы (96 км) и Задонск–Хлевное (30 км); на автодороге «Крым» – от МКАД через Серпухов до Тулы (140 км).

К 2010 году собираются закончить реконструкцию нескольких участков Ярославского шоссе. После этого за проезд от МКАД до Пушкино собираются брать деньги. То же самое может произойти с началом автодороги «Урал» Москва–Челябинск (Новорязанского шоссе). Чтобы возместить инвестору расходы на строительство мостов через Москву-реку и Оку, по которым можно будет объехать Коломну, участок дороги от МКАД до поселка Октябрьский могут сделать платным. Альтернативой в этом случае предлагают считать уже сейчас перегруженное Старорязанское шоссе, проходящее через все Люберцы. Кроме Московской области к 2010 году могут появиться несколько платных участков в других регионах страны. Есть вариант строительства платного моста через Волгу в обход Ярославля. Форсировать главную реку страны за деньги предлагают в Волгограде, Саратовской области у села Пристанное и Ульяновске. Платный мост собираются перекинуть через Кольский залив в Мурманской области, реку Ангару в городе Иркутске и Каму по трассе Санкт-Петербург–Киров–Пермь–Екатеринбург.