Новые разводки. Какие опасности поджидают при покупке машины с рук?

Более 90% сделок, совершаемых на вторичном рынке, заключаются без привлечения комиссионных магазинов и дилерских центров. Большинство старых машин реализуется, что называется, из рук в руки посредством составления договора купли-продажи в свободной форме

Злоумышленники изобретают все более действенные схемы обмана покупателей. Самые опасные из них очень просты. Что же это за схемы и как от них защититься?

Чужой VIN

Человеку без опыта приобретения автомобилей с рук лучше не выходить в одиночку на сделку, чтобы не подвергать себя риску обмана. Необходима помощь специалиста, который оценит автомобиль с точки зрения технического состояния, а также проверит его юридическую чистоту. Но даже наличие такого специалиста не всегда помогает избежать проблем. Появились новые схемы обмана, которые сбивают с толку даже опытных автомобилистов.

Проверять VIN на кузове необходимо самостоятельно. Он может быть поврежден коррозией и плохо читаем. Также на нем могут быть признаки подделки. При перебитых номерах регистрация не пройдет, а владелец будет вынужден объясняться с уголовным розыском.

Но есть и другие проблемы, связанные с VIN. К примеру, продавец при размещении объявления о продаже в интернете указывает VIN-номер машины. Обычно покупатели проверяют его на сайте ГИБДД, в Федеральной службе судебных приставов (ФССП) и на сервисе «Автокод» или «Автотека». Делать это необходимо, так как многие машины имеют ограничения на регистрацию в ГИБДД, залоги и обременения, а другие вообще связаны с криминалом. Если после проверки машина оказывается «чистой», то стороны договариваются о сделке. С виду все хорошо, но кто сказал, что проверяемый VIN принадлежит продаваемой машине?

content image for: 62589

По факту оказывается, что VIN-номер транспортного средства отличается от того, что указан в объявлении. И этот VIN-номер вписывается в договор. А на нем может быть зарегистрировано много неприятных данных, в первую очередь — банковский залог. Обычно покупатель сверяет VIN-номер в договоре с тем, что есть в регистрационном талоне СТС, и не смотрит на тот, что был в объявлении, а напрасно. Продавец мог подсунуть для проверки совсем другой VIN. Если обман не вскроется до передачи денег и до подачи документов в ГИБДД, то можно лишиться и денег, и машины, так как банки обычно без труда изымают машины у покупателей.

Продавец не от себя

В случае изъятия машины у покупателя он обычно требует возврата денег у продавца. Чтобы избежать этого, мошенники стараются выступать не от своего имени, а от имени другого гражданина, к примеру прежнего владельца. Перекупщики вписывают в договор не свое, а чужое имя, и ведут сделку как его доверенные лица, однако доверенности на руках не имеют и при заключении договора ставят подпись за чужака. На другого гражданина выписывается и расписка о получении средств.

Иногда бывает, что настоящий владелец вообще не знает, что его машину продают, так как сам продал ее перекупщикам некоторое время назад.

В итоге если машина проблемная, то покупатель не сможет взыскать деньги с продавца, который никак не прописан в договоре. При возникновении проблем с регистрацией претензии адресовать будет некому, особенно если прежний собственник приостановил учет транспортного средства.

Машины с измененной конструкцией

С 1 июля 2021 года вступил в силу новый ГОСТ, определяющий порядок регистрации изменения конструкции транспортных средств в ГИБДД. Этот документ усложняет процедуру оформления переделок, из-за чего многие элементы гаражного тюнинга оказываются под запретом. Теперь даже газобаллонное оборудование потребует получения сертификата. Поэтому многие усовершенствованные машины в красивых обвесах, с заниженными подвесками и прочими изменениями попали под запрет эксплуатации и продаются на вторичном рынке.

content image for: 82089

От покупки таких машин даже при юридической чистоте и при отсутствии залогов лучше отказаться. Зарегистрировать машину с изменениями в конструкции будет непросто, а в некоторых случаях — невозможно. Придется за свой счет возвращать штатные бамперы, снимать фаркопы, лебедки, нестандартные и несертифицированные багажники, и прочие элементы, а это дорого.

Владимир Гаврилов