Жара, аварии и борьба до последнего метра! Как прошли мои гонки на «Ладе»

Этап РСКГ на «Нижегородском кольце» принес редактору «Авто Mail.Ru» целую бурю эмоций
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Команда Lada Sport Rosneft продолжает устраивать праздник представителям автомобильных СМИ — каждый сезон нескольким счастливчикам выпадает возможность проехать за рулем гоночной «Гранты» класса «S1600» на этапах Российской Серии Кольцевых Гонок (РСКГ)! В этом году я стартовал уже в третий раз. И мне казалось, что после достаточно успешных выступлений в прошлом, сейчас получится сделать очередной шаг вперед. Но все пошло не совсем по плану...

Новые вводные

В прошлом году на «Смоленском кольце» мне даже после досадной ошибки во второй гонке удалось финишировать на 6-м месте, причем до 5-го не хватило всего 0,130 секунды — будь чуть дальше линия поста, с которого машут клетчатым флагом, я опередил бы Станислава Новикова. Поэтому и в сезоне-2021 я рассчитывал побороться если не за подиум, то хотя бы за попадание в топ-5.

Но если топовый класс «Туринг» в этом году усох до 15 машин, а в «S1600-юниор» вольготно каталось всего лишь 5 человек, то наш совместный пелотон зачетов «S1600» и «Туринг-Лайт» насчитывал... 39 участников! И это — на трассе длиной 2850 метров. То есть, по одному автомобилю каждые 73 метра!

Из них в «S1600» было 28 человек — почти вдвое больше, чем на прошлогоднем этапе в Смоленске. Прибавка оказалась не только за счет юниоров, начинающих карьеру во взрослом классе — вернулись и быстрые гонщики: Егор Санин, чемпион России по ралли-кроссу и обладатель кубка России по кольцевым гонкам, и Михаил Грачев — многократный чемпион страны в «кольце». К ним же можно добавить опытных Виталия Ларионова и Рустама Фатхутдинова, которые пополнили ряды уже привычных лидеров. Так что в «S1600» было очень жарко!

Как и на самой трассе! Во время гоночного уик-энда термометр показывал испепеляющие 34-36 градусов. Солнце, которому не препятствовало ни единое облачко, разогревало асфальт почти до 60 градусов — столько же было и в машине, а кондиционера-то нет. Неудивительно, что от участников требуют медицинские справки из спортивных клиник — не каждый организм спокойно отреагирует на гонки в полной экипировке в сауне, когда растет пульс. А перед каждым из официальных дней соревнований пилоты проходят медосмотр.

Особенности «Нижегородского кольца»

Впрочем, условия были для всех одинаковыми, поэтому я решал свои задачи, пытаясь не сильно отставать от иномарок. На «Нижегородском кольце» есть много длинных поворотов, а асфальт тут очень скользкий, поэтому здесь лучше себя чувствуют гонщики на хэтчбеках Kia Rio и Hyundai Solaris, где шире колеи. Они и правда улетели в космос, а я старался не отставать от Михаила Грачева на такой же «Гранте».

Поначалу казалось, что все идет неплохо — я нормально переносил жару по ходу 20-минутных тестовых сессий, нашел стабильный темп. А недостаточную поворачиваемость списывал на горячий асфальт и изношенные шины — на гоночный уик-энд дают всего 6 покрышек Yokohama Advan A048, поэтому все берегут их на квалификацию и две гонки. Гром грянул в первой и единственной официальной тренировке...
1:36.217 — это было самое худшее мое время за все сессии. Даже прыгнув за руль «Гранты» через 10 минут после приезда из Москвы и впервые выехав на трассу, я проехал быстрее. В итоговом протоколе я оказался 19-м в классе с отставанием более 2 секунд от лидера. Шок! Такого я абсолютно не ожидал.

Начинаем разбор полетов с тренером — в этот раз мне выделили Владислава Устюгова, картингиста и гонщика, хорошо знакомого с «Грантой» класса «S1600» по выступлениям за команду Lada Sport Rosneft. А к обсуждению удалось подключить и гоночного инженера Константина Гыстарова. Он, глядя на наше недоумение, открыл компьютер, вбил туда данные и удивленно спросил: «А что же вы раньше не сказали?» Оказалось, что машина была настроена на сильную недостаточную поворачиваемость, что в условиях «Нижегородского кольца» смерти подобно.

К счастью, до квалификации оставалось достаточно времени, чтобы успеть поработать с подвеской, механики Денис и Егор сделали все по рекомендациям Кости. Но у меня было волнение — баланс управляемости поменялся, да и на новых шинах я практически не ездил. Выезжаю. Первый же быстрый круг, меня заносит в длинном левом повороте — машину «поймал», но время испорчено. А на следующей попытке я уперся в Рустама Фатхутдинова — он пропустил меня на одном из прямиков, но таким образом мы оба потеряли драгоценные доли секунды. Тем удивительнее, что в итоге я оказался 12-м из 28 участников в классе! А до Михаила Грачева не хватило 0,5 секунды.

Первая гонка — отличный старт и обидный сход

Старт первой гонки дается с хода — 39 машин растянулись настолько, что мне едва было видно даже дублирующий светофор в начале пит-лейн. К счастью, Влад меня «вел» по радио — одновременно с погасшими огнями я услышал в наушниках: «Старт, старт, старт!» Реакция не подвела, я занял удачное положение на трассе, воспользовался кутерьмой в первом повороте и с 11 места (Егор Санин стартовал с пит-лейн) выбрался сразу же на 6-е! Причем темп вполне позволял держаться за лидерами, но подвело отсутствие большого опыта борьбы «в толпе» и те мелочи, на которые раньше я и вовсе не обращал внимания.

Впервые оказавшись в ситуации, когда мне нужно было бороться с впередиидущими и при этом не пропустить кого-то из соперников сзади, я слишком сильно отвлекался на зеркала и ехал по «защитным» траекториям даже тогда, когда меня еще не могли атаковать. Тем самым, я все больше отставал от лидеров.

Был и другой нестандартный момент — перед официальными сессиями мне пришлось поменять шлем (с этого года запрещено ездить в раллийных «касках» со встроенными наушниками, они должны быть только в берушах). И все бы ничего, но его козырек перекрывал мне панорамное зеркало в салоне (боковые складываются из-за контактов в первых поворотах), поэтому приходилось сильнее поднимать голову и... правильно, еще больше отвлекаться! В тренировке и квалификации мне не приходилось мониторить обстановку сзади, а в гонках это очень мешало.

В первой гонке я проехал всего 3 круга, начало эпизода — на 24:10 трансляции

А спустя несколько кругов меня и вовсе выбили с трассы. Экс-юниор Джабраил Ахмадов решил пройти меня вслед за Егором Саниным, который буквально прошил весь пелотон, но его Volkswagen Polo был слишком далеко для такого маневра. Тем не менее, он поддал мне в задний бампер, я смог отловить машину, потерял в скорости и следом в быстрой связке таким же чересчур оптимистичным оказался молодой Никита Дубинин. Контакт, еще контакт, в результате его Hyundai бьет мне в переднее колесо, у «Гранты» загибает рулевую тягу. И на этом моя гонка закончена — Lada перестала поворачивать налево.

Вторая гонка — сразу две аварии, но финиш есть!

Поначалу я думал, что сам оставил сопернику слишком мало места, но видео из машины Ильи Родькина, который ехал за нами, отбросило сомнения. Судьи признали Дубинина виновным, начислили 3 штрафных балла и наказали потерей 5 позиций на старте, но я от этого никакого преимущества не получил. Рывок с места во второй гонке тоже оказался хорошим, но воспользоваться этим не вышло — пришлось сбросить больше скорости в первом повороте. Гонка шла своим чередом, я уже старался меньше отвлекаться на соперников сзади. Но нормально я снова проехал всего несколько кругов.

Контент недоступен

Выход из быстрого поворота, впереди — снова Егор Санин, сзади — все тот же Polo Джабраила Ахмадова, я закрываю траекторию, и вроде оставляю достаточно места, но в последний момент он решает уйти в другую сторону, не успевает, цепляет угол машины на торможении — и вот моя желтая Lada Granta R1 мчится к шпильке задом наперед, поднимая пыль и дым от заблокированных колес. Чудом я никого не задел, успел выжать сцепление, чтобы мотор не заглох, и вовремя повернул руль, чтобы развернуться в нужном направлении. Контакт был легким, но мне загнуло заднюю арку, поэтому за нее стало цеплять колесо в левых поворотах.

Во второй гонке я нормально проехал всего 2,5 круга (начало эпизода — на 23:30 трансляции)

Granta явно потеряла в темпе, я с трудом боролся ближе к концу пелотона, а вскоре произошел еще один инцидент. Я пропускал на круг более быстрые машины класса «Туринг-Лайт», после чего Роман Шушарин решил, что он тоже сможет проскочить. И ударил меня в той же скоростной связке, где и Никита Дубинин! После этой аварии ехалось совсем тяжело (видимо, ушли углы установки колес), а под конец гонки я только и думал о том, чтобы поскорее махнули финишным флагом — от жара горели ноги, воды я тоже выпил недостаточно, чувствовалась жажда. Устала и машина — только я съехал на пит-лейн перед взвешиванием, как выключилось электричество (поэтому у нас нет записей с бортовой камеры).

Свою финишную позицию я даже не пошел узнавать. Позднее выяснилось, что я оказался 18-м, а штрафы по 30 секунд получили и Шушарин, и Ахмадов. Но обидно даже не за такой результат (цели-то были совсем другими, да и скорость присутствовала), а за то, что вся напряженная работа команды на протяжении нескольких дней оказалась перечеркнута буквально в одно мгновение. И Granta не подкинула ни единой проблемы за все время, хотя ей пришлось проехать много километров на пределе в очень жарких условиях. Но именно этот этап РСКГ дал мне гораздо больше гоночного опыта, пусть и достался он так дорого.

16

А посмотреть РСКГ и поболеть за команду Lada Sport Rosneft можно уже в эти выходные — третий этап проходит на трассе «Игора Драйв» к северу от Санкт-Петербурга. Основные события проходят в воскресенье — ознакомиться с расписанием и купить билеты на трибуну можно на официальном сайте РСКГ. Приезжайте, будет весело! А если не сможете, то смотрите завтра трансляции на их канале и телеканале «Матч. Страна».