Транспондер: что это такое и для чего он нужен

Авто Mail.ru отвечает на самые часто задаваемые вопросы о том, для чего нужен транспондер на платных дорогах и как им правильно (и главное выгодно) пользоваться

Большинство российских водителей уже давно привыкли ездить по платным дорогам. Правда, далеко не все еще разобрались, как пользоваться транспондерами, о чем свидетельствуют огромные очереди на пунктах оплаты, которые особенно заметны в летний сезон, когда путешественников, отправляющихся в отпуск по популярным направлениям, становится особенно много. А ведь транспондер может помочь сэкономить и время, и деньги в дороге. Отвечаем за самые частые вопросы о проезде по платным дорогам с помощью транспондера.

Что такое транспондер?

Начнем с основ. Транспондер — это небольшое (буквально со спичечный коробок) электронное устройство, с помощью которого можно без остановки проехать по специальным выделенным полосам на пунктах оплаты на платной дороге. Обычно они выделены табличкой зеленого цвета и надписью «Проезд по транспондеру» или «Полоса T-Pass». Перед установкой стекло необходимо как следует очистить. Как это сделать, мы подробно рассказывали в этом материале.

Транспондер закрепляют на лобовом стекле, а система автоматически (и главное — бесконтактно) считывает данные и списывает плату за проезд.

На автомобилях с обогревом лобового стекла нитями сигнал транспондера может не проходить, поэтому его необходимо крепить в специальном выделенном окошке на лобовом. Обычно оно расположено в самой верхней части — слева или справа от зеркала заднего вида. Визуально оно немного отличается от всей остальной поверхности стекла.

Как правильно проезжать пункт оплаты с транспондером?

При подъезде к пункту оплаты необходимо снизить скорость. Если ехать слишком быстро (более 60 км/ч) датчики могут просто не успеть считать сигнал, и шлагбаум перед автомобилем не откроется — придется сдавать задним ходом, создавая помехи для других участников движения. Останавливаться перед въездом на специальную огороженную полосу тоже не надо. Достаточно просто ехать со скоростью около 20-30 км/ч. Сигнал считывается автоматически примерно за 20-30 метров до шлагбаума. При этом водитель может услышать едва уловимый звуковой сигнал, а рядом со шлагбаумом загорится зеленый сигнал.

Пункт взимания оплаты за платную дорогу в Одинцово
slide image for gallery: 26561 | Пункт взимания оплаты за платную дорогу в Одинцово
slide image for gallery: 26561 | Пункт взимания оплаты за платную дорогу в Одинцово
slide image for gallery: 26561 | Пункт взимания оплаты за платную дорогу в Одинцово
6фотографий

Интероперабельность транспондера — это что?

Когда в России только появились первые платные дороги, каждый оператор ввел свои транспондеры, проехать по которым можно было только по конкретной трассе.

Однако с 2017 года все компании договорились, что оплачивать проезд можно любым транспондером. В результате этого соглашения и появилась система интероперабельности. В итоге любым транспондером можно оплатить проезд по М4, ЗСД, М11, М3, М1.

Что значит транспондер в оранжевом списке?

У каждого транспондера есть свой статус. Всего их предусмотрено четыре:

  • Белый статус — транспондер работает, денег для оплаты проезда достаточно.
  • Оранжевый статус — денег для оплаты проезда недостаточно. Система на основе прошлых поездок определила, что оставшихся средств не хватит для проезда.
  • Серый статус — денег на счету не осталось или транспондер заблокирован компанией, выдавшей его.
  • Черный статус — транспондер полностью заблокирован.

Чтобы перевести транспондер в белый статус из оранжевого, достаточно просто пополнить счет.

Транспондер
Источник: Авто Mail.ru

Чем отличаются транспондеры?

Что такое транспондер на платной дороге, мы уже подробно рассказали выше. Чем же они отличаются друг от друга? Здесь тоже довольно все просто. Так как все транспондеры можно использовать на любой без исключения платной дороге, можно смело выбирать любой. Ниже мы рассказываем, какой транспондер купить выгоднее в зависимости от того, по каким платным дорогам вы ездите чаще.

  • Транспондеры T-Pass принадлежат компании «Автодор-Платные Дороги». Их выгоднее всего использовать при проезде по трассам М4 «Дон», М11 и М3 «Украина».
  • Транспондеры «15-58» можно приобрести в компании «Объединенные Системы Сбора Платы». Такие транспондеры стоит купить, если вы часто ездите по участку трассы М11 с 15 по 58 километр по маршруту Москва — Шереметьево — Солнечногорск.
  • Транспондеры «ЗСД» принадлежат компании «Магистраль северной столицы» — они максимально выгодны для проезда по Западному скоростному диаметру.
  • Транспондеры «Главная дорога» рекомендуется покупать, если вы часто ездите по трассе М1 «Беларусь» или «Северный обход Одинцово».

Что такое pan номер транспондера?

У каждого транспондера есть свой уникальный идентификационный порядковый номер (PAN), который состоит из 19 цифр. Найти номер можно на корпусе устройства (обычно — на небольшой наклейке), на некоторых транспондерах этот номер нанесен на боковой стороне корпуса. По первым цифрам pan номера можно узнать, какой компании принадлежит устройство.

  • Транспондеры Т-Pass («Автодор-Платный Дороги») — номер начинается с 3086595.
  • Транспондеры «15-58» («Объединенные системы сбора платы») — номер начинается с 6058425.
  • Транспондеры «ЗСД» («Магистраль северной столицы») — номер начинается с 6362875.
Александр Потапов