Повторное нарушение: как это работает и что делать, чтобы платить меньше

Алексей Лучников
За повторное нарушение ПДД могут наказать строже, чем за первое. Что делать, чтобы платить за штрафы меньше?

Вопреки сложившемуся мнению задача штрафа состоит не только в пополнении государственного бюджета деньгами участников дорожного движения, но и в предупреждении новых нарушений Правил дорожного движения. Достаточно логичным выглядит подход, при котором водителя более строго наказывают за нарушение, которое он уже неоднократно совершал. Да, до полноценной организационно-правовой конструкции, учитывающей систематичность нарушений ПДД через накапливаемые (иногда, наоборот, списываемые) штрафные баллы, принятой в большинстве развитых автомобильных стран, еще далеко, однако некоторые зачатки уже сейчас реализованы в российском Административном кодексе. Попытаемся разобраться во всех нюансах.

Прежде всего, повторное совершение одного и того же правонарушения считается отягчающим вину обстоятельством. Это дает возможность должностному лицу или судье назначать наказание по верхней планке в тех случаях, когда КоАП предполагает вилку суммы штрафа «от» и «до» или если альтернативой штрафу может быть лишение права управления транспортными средствами. Совершил впервые — получи по минимуму, а если уже был замечен в аналогичных прегрешениях — не обессудь.

Впрочем, есть в Административном кодексе и статьи, где повторность его совершения прописана прямо. Причем их не так уж и мало. Вот основные из них.

Однако в этой системе есть определенные нюансы. Например, в случае, когда второе нарушение зафиксировано автоматическими камерами, закон запрещает назначать лишение права управления. Поэтому, если есть альтернатива в виде штрафа, назначается именно штраф. Если же наказание безальтернативно — лишение права управления, то поскольку за повторное нарушение назначить его нельзя, водителю выписывается фиксированный штраф в размере 5000 рублей.

Особняком стоят правонарушения, связанные с управлением транспортным средством пьяным водителем. К ним по понятным причинам можно смело относить и отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Если на первый раз за каждое из этих прегрешений водителю выпишут штраф 30 тысяч рублей и вдобавок лишат права управления на 1,5-2 года, то те же деяния, совершенные повторно, приведут нарушителя на скамью подсудимых. Судить будут по статье 264.1 УК РФ, и самое мягкое наказание — штраф 200 тысяч рублей. Наиболее злостным нарушителям и вовсе грозит лишение свободы сроком до 2 лет.

Что считать повторным нарушением?

Закон дает неоднозначный ответ на этот вопрос. Повторным признается правонарушение, совершенное в период, когда водитель считается подвергнутым административному наказанию за совершение аналогичного нарушения. А таковым он, в свою очередь, является в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о первом правонарушении. Момент исполнения — это уплата штрафа или день окончания срока лишения.

Проиллюстрировать это юридическое хитросплетение проще всего на примере. Допустим, водитель проехал перекресток на красный сигнал светофора 1 июня 2021 года, постановление о нарушении им ПДД вынесено 5 июня, а штраф по нему оплачен 10 июня. Такой водитель будет считаться подвергнутым наказанию до 10 июня 2022 года. Если в этот период он еще раз проигнорирует запрещающий сигнал светофора, то вместо 1000 рублей штрафа его оштрафуют на 5000 или лишат прав на 4-6 месяцев. Но, проехав на красный 11 июня 2022 года, он опять может быть оштрафован лишь на тысячу, ведь повторности нарушения уже не будет.

Если наказание предусматривает одновременно и лишение прав, и штраф, то годичный срок, в течение которого водитель считается подвергнутым наказанию, будет считаться с момента исполнения последнего из них. Это либо день уплаты штрафа, либо последний день срока лишения прав.

Подпишитесь на нас