«Ехал на работу на велосипеде»: 80-летний ученый не выжил после падения

Правнук Тютчева, ученый Иван Пигарев погиб после ДТП с самокатом в Москве.

Российский ученый-биолог, специалист в области физиологии зрения и физиологии сна Иван Пигарев, приходившийся правнуком по прямой линии поэту Федору Тютчеву, скончался на 81-м году жизни в результате ДТП с участием электросамоката.

Это не первый летальный случай после аварий с использованием средств индивидуальной мобильности за этот год, а общий прирост таких ДТП за пять месяцев 2021-го составил практически 200%. Власти готовят меры регулирования езды электросамокатчиков.

Несчастный случай с ученым Иваном Пигаревым произошел утром 14 июля. Как рассказали в исследовательском Институте проблем передачи информации имени Харкевича, накануне Пигарев ехал на работу, управляя велосипедом, и стал участником смертельного столкновения с самокатчиком. Впоследствии ученого доставили в больницу, но спасти не смогли.

Об этом в институте узнали из сообщения дочери Пигарева на Facebook. В управе района Раменки впоследствии подтвердили информацию о ДТП.

Иван Николаевич у нас ездил на работу на велосипеде. Вчера, по той информации, которая к нам пришла, он столкнулся с самокатом, оба человека получили травмы, обоих увезли без сознания в больницу. Соответственно, Ивану Николаевичу была проведена операция, но спасти его не удалось.
Кирилл Иванов
заместитель директора института проблем передачи информации имени Харкевича (цитата по «РИА Новости»)

«МК» эти сведения дополняет тем, что инцидент произошел на западе Москвы — в районе набережной Воробьевых гор, жил ученый в корпусе МГУ им. Ломоносова. Со слов сына Пигарева, ученый часто передвигался на велосипеде в летнее время, был в хорошей физической форме и ясном уме. Как пишет источник, Пигарев столкнулся с самокатчиком — 38-летним уроженцем Белоруссии — на одном из виражей велодорожки, неудачно упал и ударился головой об асфальт. С тяжелыми травмами доктора биологических наук доставили в Городскую клиническую больницу No 1 им. Н. И. Пирогова. Что касается второго участника ДТП, то он находится в реанимации.

Канал «360» со ссылкой на все того же Иванова пишет, что смерть Пигарева врачи констатировали примерно в 22.40, после проведенной операции он не вышел из комы.

В СК подтвердили, что Пигарев скончался после столкновения с самокатом. Ведомство проводит доследственную проверку.

Пигарев закончил биолого-почвенный факультет МГУ и работал в Институте проблем передачи информации РАН с момента его основания в 1961 году, в марте ученый отпраздновал 80-летие. В последнее время он занимал должность главного научного сотрудника лаборатории биофизики зрения. Пигарев известен как автор гипотезы о самодиагностике организма в период сна — «Висцеральной теории сна». В ней выдвинуто предположение о том, что во сне организм получает информацию не извне, а от внутренних органов. Проводил научную работу по этой теории Пигарев последние 30 лет.

Пришел к нам еще студентом и занимался исследованиями сетчатки глаза — как она работает, зачем она нужна, потому что в те годы это было все новое. Он делал исследования на кошках, обезьянах. С 1991 года, после того как он защитил докторскую диссертацию, он начал развивать собственные исследования — это направления физиологии и сна.
Кирилл Иванов
заместитель директора института проблем передачи информации имени Харкевича (цитата по News.ru)

На тему теории сна как биологического процесса он выступал с лекциями, а также принимал участие в зарубежных исследовательских проектах при Институте физиологии человека Университета Пармы, Институте мозга Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе и других. Пигарев написал больше 60 научных статей в рецензируемых российских и иностранных журналах, активно проводил исследования и самостоятельно проводил эксперименты.

Также известно, что Пигарев — прямой потомок русского поэта Федора Тютчева. Ему ученый приходился правнуком.

«Он активно работал до последнего дня. У нас Иван Николаевич добрый, отзывчивый, великолепный человек был. Все сотрудники очень сильно огорчены», — добавил Иванов.

Самокаты-убийцы

В Москве сервисы краткосрочной аренды самокатов впервые стали появляться в 2017—2018 году. До недавнего времени проблема ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), к числу которых как раз относятся электросамокаты, не стояла, однако с увеличением количества точек проката популярность этого транспорта возросла.

По состоянию на июнь 2021-го, в Москве работает примерно 200 сервисов аренды электросамокатов. Об этом сообщает Минтранс.

Статистику по ДТП при участии самокатчиков, пользователей моноколес и других подобных средств впервые раскрыли в июне, зафиксировав опасную тенденцию: прирост этого вида аварий достиг почти 195% в период с января по май 2021-го по сравнению с аналогичным временем прошлого года. Больше всего таких аварий зафиксировано в Москве и Санкт-Петербурге. В общей сложности в 112 ДТП, произошедших за пять месяцев, погибли два человека и 119 были ранены.

В Научном центре безопасного дорожного движения до этого рассказывали РИА «Новости», что на общем фоне количество ДТП с летальным исходом с использованием СИМ выглядит незначительно — за 2019-й и 2020-й погибли десять человек.

Тем не менее опасной эта проблема считается в том числе потому, что падение с электросамоката приводит к тяжелым травмам (не только в России) — по статистике JAMA Network, наиболее часто (40-50%) самокатчики получают повреждения головы, что связано по большей части с тем, что менее 1% из них используют защитные шлемы. На втором месте среди травм у самокатчиков стоят переломы, следом идут ушибы и повреждения связок.

Травмы у половины самокатчиков оцениваются как тяжелые, следует из исследования, данные для которого взяты из статистики по штатам Калифорния и Техас за 2017-2018 год.

В России у СИМ по-прежнему отсутствует правовой статус, что усложняет сотрудникам ГИБДД контроль за движением электросамокатчиков в частности. Представитель МВД РФ Ирина Волк поясняла, что соответствующие законопроекты в настоящий момент разрабатывает Минтранс.

Учитывая возросшее количество аварий и последующих травм, регионы задумываются над регулированием поездок на электросамокатах. На ПМЭФ-2021 заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов рассказывал, что рассматривается предложение об ограничении максимальной скорости прокатных самокатов до 25 км/ч. В Санкт-Петербурге, где в июне сообщили о трех уголовных делах после ДТП с участием электросамокатов, такую меру уже приняли, и теперь на некоторых участках города самокатчикам разрешено разгоняться до 15 км/ч.

«Медленные зоны» уже есть и в столице — это места с плотным трафиком гуляющих, в них самокаты замедляются автоматически. В Сочи скорость электросамокатов в зоне проезжей части также планируют ограничить до 10 км/ч.

Отдельных дорожек для самокатчиков также не предусмотрено, и ГИБДД обычно относит их к пешеходам, поскольку двигаются они по тротуарам и обочинам, а выезд на проезжую часть запрещен. Предложения Минтранса и ГИБДД по поводу регулирования электросамокатов, помимо ограничений в скорости, касаются минимального возраста пользователя девайса, а также запрета эксплуатировать самокаты двоим людям одновременно и в состоянии опьянения.

Жанна Однозеркина

Контент недоступен