Как делают автомобили Toyota для России

Александр Потапов
15 июля 2021 13:40, Статьи
Авто Mail.ru поговорил с Виталием Луизовым, вице-президентом ООО «Тойота Мотор», который рассказал, как выпускаются автомобили Toyota для российского рынка и есть ли у них какие-либо отличия от машин, которые производятся в других странах

Расскажите, пожалуйста, насколько сильно повлияла пандемия на производство автомобилей Toyota в России?

В конце 2020 года нам покорилось важное достижение: на заводе «Тойота» в Санкт-Петербурге был выпущен 500000-й автомобиль. В конце года, осложненного пандемией, это стало символом того, что мы продолжаем развитие. Наш объем производства в 2020 году составил 67 403 автомобиля, из них 30 377 седанов Toyota Camry и 37 026 кроссоверов Toyota RAV4. Нам особенно приятно, что именно эти модели стали драйверами продаж бренда Toyota и вошли в топ-15 самых продаваемых автомобилей российского рынка по итогам 2020 года. Доля экспорта тоже сократилась всего на 1%, и это связано с ограничениями на ключевых экспортных направлениях. И, конечно, большое влияние оказала остановка производства в апреле-мае. Введение ограничительных мер привело к нехватке автомобилей, и мы запускали дополнительные рабочие смены в выходные дни, чтобы наверстать темпы.

Виталий Луизов

Какие обновления в модельном ряду автомобилей Toyota, выпускающихся на российском рынке, были внедрены за последний год на предприятии в Санкт-Петербурге?

В этом году мы начали производство обновленного бизнес-седана Toyota Camry. Автомобиль получил новые двигатели и трансмиссии, изменения в оснащении, нюансы дизайна экстерьера и интерьера. С точки зрения систем активной безопасности модель является самой продвинутой в своем классе. Также седан оснащен современными функциями Toyota Connected Services. Эти возможности есть и у другой новинки, вставшей на конвейер в 2021 году — Toyota RAV4 в версии Style.

Toyota Camry — бестселлер российского рынка — был модернизирован и сейчас на конвейер уже встал обновленный автомобиль. Расскажите, пожалуйста, об особенностях производства этой модели на заводе в Санкт-Петербурге.

Toyota Camry — бессменный лидер в бизнес-классе на российском рынке на протяжении 19 лет. Это говорит о том, что мы стараемся прислушиваться к мнению наших клиентов и хорошо понимаем их потребности. Поэтому обновленный седан получил долгожданные технические нововведения и новое оснащение. При этом его качество осталось на высоком уровне.

Перед запуском модели была проведена тщательная подготовка и модернизация цехов. Но, помимо необходимых мощностей и оборудования, важен вклад каждого сотрудника. Ответственное отношение нашего персонала к общему делу и следование принципам производства являются важными составляющими формулы успеха «Тойота». С точки зрения производственного процесса ничего принципиально не поменялось. Основной секрет в точном следовании технологическому процессу, разработанному совместно с инженерами и дизайнерами моделей. Такой подход применяется на всех заводах «Тойота» по всему миру. Что позволяет с уверенностью говорить о высоком качестве автомобилей, сходящих с конвейера в Санкт-Петербурге.

Расскажите, пожалуйста, о главных изменениях обновленной Toyota Camry.

Обновленный седан получил новые двигатели объемом 2,0 и 2,5 литра, с улучшенными показателями с точки зрения крутящего момента, мощности и расхода топлива. Впервые на модели в паре с двухлитровым мотором работает высокотехнологичный бесступенчатый вариатор с механической первой передачей. Он совмещает преимущества сразу нескольких трансмиссий и обладает большим ресурсом. При этом топовые версии по-прежнему оснащаются уникальным для этого класса V6 объемом 3,5 литра. Функции Toyota Connected Services дают возможность использовать телематику, мобильный интернет и облачное хранение данных для контроля за автомобилем с помощью смартфона. У обновленной Toyota Camry есть пакет систем активной безопасности Toyota Safety Sense следующего поколения. Бизнес-седан также доступен в специальном исполнении Toyota Camry GR Sport, которая предназначена для тех, кому важно быть в центре внимания и выделяться в потоке. Эта версия модели отличается уникальными элементами дизайна и оснащается двигателями 2,5 или 3,5 литра на выбор.

Какие локальные отличия есть у двух самых популярных моделей российского рынка Toyota Camry и Toyota RAV4?

Для каждого региона компания «Тойота» формирует уникальный набор комплектаций, ориентируясь на приоритеты рынка. Мы внимательно изучили пожелания клиентов перед запуском обновленной Toyota Camry. Благодаря этому седан получил новые двигатели, адаптированные под российские ставки налогообложения, измененную цветовую гамму с ярким синим и красным металликом, а также мультимедийную систему с Apple CarPlay и Android Auto. Выводя на рынок версию Toyota Camry GR Sport и RAV4 Style с двухцветной окраской, отличительными элементами экстерьера и интерьера, мы руководствовались тем же подходом.

Почему для производства Camry используется такой тонкий металл?

Толщина металла на дверных кузовных панелях уменьшилась, и это было сделано ради безопасности пассажиров. Согласно исследованиям инженеров, при ударе более тонкий металл лучше поглощает кинетическую энергию, тем самым снижая воздействие на водителя и пассажиров, которые защищены усилителями дверей. Другой ключевой параметр — способность сопротивляться образованию вмятин — остался прежним. Это было достигнуто за счет оптимизации формы дверей, которая увеличивает устойчивость к вмятинам. Кроме того, были предусмотрены специальные полимерные накладки и клеевые точки внутри двери, которые повышают устойчивость к появлению повреждений.

Каких инноваций нам ожидать в будущем на производстве?

Наш завод проходит через постоянный процесс изменений. Уверяю вас, если бы вы посетили его года три назад и теперь приехали снова, вы бы просто его не узнали. Только за последние несколько лет мы реализовали ряд масштабных инвестиционных проектов по модернизации производства. Не секрет, что все большее распространение в автопромышленности получает алюминий как более прочный и легкий материал. Предугадав этот тренд еще в 2019 году, мы освоили технологию штамповки и сварки алюминия и успешно применяем ее сейчас, при производстве RAV4. Все новые модели Toyota создаются с помощью новой глобальной архитектуры TNGA. Поэтому мы внедрили на производстве все необходимые технологии для работы с новой платформой.

Также наши сотрудники активно используют каракури, это самодельные механизмы, которые помогают автоматизировать рабочие процессы. Для работы таких устройств не нужна энергия, они действуют под влиянием силы тяжести и могут существенно облегчать рутинные операции, повышать эффективность и безопасность. Даже японские коллеги отмечают, что мы внедряем подобные инновации быстрее и успешнее, чем другие заводы. И мы не планируем останавливаться на достигнутом!

Каков сейчас процент локализации автомобилей Toyota, выпускающихся в Санкт-Петербурге, и какие узлы и агрегаты — российского производства? Почему это важно для российских покупателей?

В нашем сегменте у нас одни из самых глубоко локализованных моделей. На заводе в Санкт-Петербурге мы осуществляем сварку и окраску кузова, а также штамповку и литье крупных пластиковых деталей. Несколько десятков российских поставщиков поставляют нам различные компоненты. Это шины, стекла и гораздо более сложные и технологичные детали, например, топливные баки и системы выхлопа.

Постепенное увеличение локализации — это естественный процесс, который позволяет оптимизировать временные и финансовые затраты на логистику, снизить зависимость цен от колебаний курса. Это очень важно, потому что также дает возможность нам проводить более гибкую ценовую политику. При этом с точки зрения готового продукта нет никакой разницы, потому что у «Тойота» единые стандарты качества по всему миру, будь то Япония или Россия.

Как проверяются автомобили перед тем, как отправиться на продажу?

Основополагающий принцип производственной системы Тойота — Джикотей Канкетсу, что означает «качество, встроенное в процесс». Благодаря этому любые отклонения выявляются и устраняются в пределах каждого рабочего процесса, и не передаются дальше по технологической цепочке.

Помимо этого, все автомобили Toyota перед отгрузкой дилерам проходят через линию инспекции, на которой проверяется более 2000 параметров, начиная от качества покраски и заканчивая корректностью работы всех электронных систем.

В первую очередь она включает осмотр внешнего вида. Наши специалисты проверяют кузов на дефекты лакокрасочного покрытия и механические повреждения, измеряют зазоры и уровни внешних панелей — капота, крыльев и бамперов. Затем инспекции подвергаются настройки углов установки колес, уровня фар, работа лидара системы активной безопасности Toyota Safety Sense.

Специальным оборудованием контролируется эффективность тормозной системы, правильность работы трансмиссии, двигателя и электронных систем. Только на нашем заводе все автомобили проходят тестирование на герметичность кузова, отсутствие протечек и посторонних шумов.

Мы достигли очень высокого уровня культуры качества, и ответственного, добросовестного отношения к работе. По показателям качества наш завод — лучший среди Европейских заводов Тойота.

Подпишитесь на нас