Auto article image: 81907

Штраф за телефон за рулем: как это работает

Алексей Лучников

Авто Mail.ru рассказывает, как в России штрафуют за разговор по мобильному за рулем

В число основных причин дорожно-транспортных происшествий и гибели в них людей постепенно вошла проблема отвлечения внимания водителя. И хотя в качестве отдельного показателя эта причина в статистических данных не указывается, можно предположить, что не обошлось без нее в значительной доле происшествий, связанных с непредоставлением преимущества другим транспортным средствам и пешеходам, выездом на встречную полосу, превышением установленной скорости движения, несоблюдением дистанции и прочими распространенными причинами ДТП. Результаты различных исследований подтверждают, что чуть ли не половина аварий происходит из-за того, что водитель отвлекся на второстепенную информацию. Впрочем, среди пешеходов теперь эта проблема тоже актуальна. Львиную долю нашего внимания забирают различные гаджеты и смартфоны.

Разговор по телефону увеличивает риск попадания в ДТП в 4 раза

В большинстве стран мира использование телефона за рулем разрешено только при условии задействования системы хэндс-фри, позволяющей не отрывать руки от руля. Однако, как показали исследования, это отнюдь не панацея. Вообще принято разбивать влияние использования телефона на безопасность дорожного движения на три составляющих.

Первая — аудиовизуальная, которая связана с тем, что при наборе номера и разговоре водитель вынужден задействовать органы зрения и слуха в ущерб восприятию дорожной информации. Вторая составляющая — мануальная, она обусловлена необходимостью отрывать руки от органов управления транспортным средством ради манипуляций с гаджетом. Наконец, третий и самый весомый компонент — когнитивный. Увлеченная беседа «отключает» участника движения от процесса контроля окружающей обстановки и заставляет выполнять управляющие действия в режиме «автопилота». И вот это-то как раз и есть самый опасный фактор, определяющий печальную статистику.

Auto article image: 71520

Именно по этой причине все больше стран задумываются над тем, чтобы полностью запретить использование телефона во время движения. Однако решаются на это пока немногие (например, Турция, Черногория, Узбекистан). Однако есть и компромиссные варианты. Например, во Франции закон запрещает задействовать любую другую систему хэндс-фри, кроме штатной бортовой. То есть поговорить с помощью bluetooth-гарнитуры или наушников не получится. За нарушение — штраф 135 евро и списание 3 штрафных пунктов из 12 возможных!

Штраф за разговор по телефону за рулем — 1500 рублей

А как обстоят дела с этим нарушением в нашей стране? Любителям постоянно быть на связи стоит принять во внимание, что в российских Правилах дорожного движения установлен запрет «пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук».

Для тех, кто не желает прислушиваться к требованиям закона и здравому смыслу, в Кодексе об административных правонарушениях есть специальная статья 12.36.1, по которой оштрафуют на 1500 рублей. Ошибкой будет считать, что наказание может настигнуть только за разговор по телефону, а, например, серфинг в интернете, написание сообщений в мессенджер или общение в соцсетях выпадают за рамки закона. Отнюдь. И ГИБДД, и суды трактуют нормы закона расширительно, поэтому просто наличия телефона в руках уже достаточно для штрафа.

Инспектор ГИБДД

В то же время имеются определенные трудности в правоприменении. Главная из них — сбор доказательств. Инспектору ДПС желательно не только зафиксировать нахождение телефона в руке водителя, но и доказать, что это связано с его использованием по прямому назначению (для разговора или написания сообщения).

В принципе, для вынесения постановления достаточно и того, что инспектор зафиксирует нарушение визуально, но иногда дополнительные доказательства могут все же потребоваться. В редких случаях, например, когда рассматриваются дела о ДТП, следственный орган или суд могут запросить у оператора сотовой связи данные биллинга абонента. Впрочем, это, скорее, экзотика.

К борьбе с нарушителями подключились нейросети

Тем не менее, несмотря на определенные сложности с доказательной базой, в прошлом году по статье 12.36.1 КоАП РФ было оштрафовано 96,5 тысячи водителей, а менее чем за половину нынешнего — почти 65 тысяч.

Тактика простая: инспектор ДПС выявляет нарушителей визуально в процессе повседневного надзора за дорожным движением. Могут это делать и скрытые патрули, которые передвигаются по маршруту на обычной машине и в гражданской одежде, передавая по радиосвязи информацию об увиденных нарушениях своим коллегам, работающим открыто, — те остановят и выпишут штраф.

Постепенно на помощь дорожной полиции приходит и искусственный интеллект — в Москве начали работать первые комплексы автоматической фотофиксации таких правонарушений. Используемые ими нейронные сети сумели вычислить 166 водителей-нарушителей в прошлом году и уже почти 3,5 тысячи — в нынешнем. При этом есть все основания полагать, что по мере развития технологий эти цифры будут постоянно расти.

Контент недоступен
Алексей Лучников