Auto article image: 81527

60% водителей не знают, как возить детей в авто. Объясняем!

Ко Дню защиты детей Авто Mail.ru опросил водителей, которые регулярно перевозят детей в автомобилях: выяснилось, что многие родители не знают все нюансы ПДД, но все равно стараются обеспечить безопасность своих детей

Накануне дня защиты детей 1 июня портал Авто Mail.ru провел опрос среди 4 тысяч пользователей-водителей, у которых есть дети. 95% респондентов перевозит детей в собственных автомобилях, а 5% ездят вместе с детьми на такси или автомобилях каршеринга. 55% опрошенных — родители детей в возрасте от 1 до 7 лет, еще 30% имеют детей от 7 до 12 лет. 6,5 и 7,5 опрошенных сообщили, что их детям до 1 года или больше 12 лет соответственно.

Как российские водители перевозят детей в автомобилях

Среди вопросов, предложенных респондентам, были в том числе вопросы на знание правил дорожного движения. На вопрос «Можно ли возить в машине 7-летнего ребенка без автокресла?» 60% пользователей ответили «Нельзя ни при каких условиях». Между тем, действующие ПДД допускают перевозку детей в возрасте 7 лет и старше на заднем сиденье с использованием только штатного ремня безопасности автомобиля.

Эта норма закона была разработана в том числе для того, чтобы предотвратить использование родителями так называемых адаптеров ремней безопасности. Адаптеры были признаны ГИБДД даже более опасными для детей, чем поездка без каких-либо удерживающих устройств вообще. Тем не менее, водители продолжают их использовать. 5% опрошенных Авто Mail.ru ответили, что пользуются адаптерами.

При этом большинство опрошенных — 63% — все-таки отдает предпочтение именно автокреслам. Важно и то, чем водители руководствуются при выборе удерживающих устройств. В вопросе с возможностью выбора нескольких вариантов ответа большинство респондентов указали, что после ключевого параметра «вес и рост ребенка» они учитывают результаты испытаний и краш-тестов автокресел.

Дизайн автокресла для водителей имеет самое меньшее значение — на него обращают внимание 3,42% опрошенных.

Непринципиальное значение имеет для водителей стоимость автокресла или бустера. Ответ «Цена не имеет значения» выбрали 32% опрошенных. Чуть меньше — 28% и 27% соответственно — выбрали варианты до 10 000 и до 5 000 рублей. До 3000 рублей за автокресло хотят отдавать 13% респондентов.

Российские водители оказались достаточно внимательны к наличию автокресел или бустеров в такси. 78% респондентов предпочитают заказывать такси с детским удерживающим устройством.

Если же в такси не оказалось автокресла или бустера, 65% родителей отказываются от поездки и заказывают другое такси. 35% опрошенных сообщили, что в такой ситуации они все-таки поедут без удерживающих устройств.

Рейд ГИБДД по проверке правильности использования детского кресла в автомобиле с ребенком
Рейд ГИБДД по проверке правильности использования детского кресла в автомобиле с ребенком
Рейд ГИБДД по проверке правильности использования детского кресла в автомобиле с ребенком
Рейд ГИБДД по проверке правильности использования детского кресла в автомобиле с ребенком
6фотографий
Рейд ГИБДД по проверке правильности использования детского кресла в автомобиле с ребенком. Фото: АГН «Москва»

Как правильно перевозить ребенка в автомобиле?

Правила перевозки детей в автомобилях прописаны в ПДД п. 22.9: вот полный текст этого правила. Конечно, язык закона достаточно сложный. В одном абзаце прописано следующее:

  • Если ребенку меньше 7 лет — то обязательно использовать специальное удерживающее устройство
  • Если ребенку от 7 до 11 лет включительно, то на переднем сиденье удерживающее устройство обязательно
  • На заднем сиденье детей старше 7 лет можно пристегивать штатным ремнем

А вот что не всем очевидно в ПДД, но по сути — сказано:

  • Ребенок должен находиться в устройстве, соответствующем ГОСТ. Ведь то, что ему не соответствует, не является «удерживающей системой», о которой говорится в ПДД
  • Адаптеры ремней безопасности нельзя использовать для перевозки детей

Вот как это объясняют в ГИБДД: «В соответствии с поправками к Правилам ООН, устанавливающим требования к детским удерживающим устройствам, “направляющая лямка” рассматривается только как составной элемент детской удерживающей системы и не может официально утверждаться отдельно в качестве такой системы».

imagespecial image for: 81527

А почему же адаптеры до сих пор продают? В ГИБДД сообщают, что «производители и предприятия торговли, предлагая такие адаптеры и “направляющие лямки”, рекламируют их как простое и удобное к применению детское удерживающее устройство, обеспечивающее безопасность ребенку-пассажиру и разрешенное к использованию Госавтоинспекцией. Все это вводит в заблуждение потребителей и представляет потенциальную угрозу жизни и здоровью детей — пассажиров транспортных средств».

Какой штраф за перевозку ребенка без кресла?

Если инспектор ГИБДД увидит, что ребенка везут в автомобиле, не пристегнув, как положено по возрасту, то он имеет полное право выписать штраф.

Штраф за нарушение правил перевозки детей — 3000 рублей

При этом в любом случае, когда речь идет о безопасности детей в автомобиле, не штраф должен быть решающим фактором. Правильно подобранное и установленное удерживающее устройство необходимо не для того, чтобы избежать штрафа, а для того, чтобы сохранить здоровье и жизнь ребенка-пассажира.