Насколько подорожает ОСАГО после ДТП

Что грозит новичку за три аварии в год и во что выльется водителю новая страховка за участие в ДТП? В законе учтены все варианты
Квашенкина Екатерина

Участие в авариях — это то, что влияет на цену ОСАГО сильнее всего. Даже новичок без стажа не так страшен страховым компаниям, как водитель, часто попадающий в ДТП. Именно коэффициент, учитывающий аварийность, сильнее всего влияет на стоимость страховки.

Авто Mail.ru всегда призывает автомобилистов пользоваться для расчета цены ОСАГО сайтами страховых компаний или проверенными надежными агрегаторами, которые помогут подобрать страховку со справедливой ценой. Но и понимать, из чего складывается стоимость полиса, — тоже крайне важно.

От чего зависит цена полиса ОСАГО?

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается по четко прописанной в законодательстве формуле: базовый тариф умножается на разные коэффициенты. Вот она:

Цена = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КН

  • ТБ: базовый тариф
  • КТ: территориальный коэффициент
  • КБМ: коэффициент бонус/малус
  • КВС: коэффициент возраст/стаж
  • КО: коэффициент количества водителей в расчете ОСАГО
  • КМ: коэффициент мощности двигателя автомобиля
  • КС: коэффициент срока использования автомобиля
  • КН: коэффициент грубых нарушений ОСАГО (случаи мошенничества)

ТБ, он же базовый тариф, устанавливается Центробанком, который контролирует страховщиков. С прошлого года страховые компании получили возможность самостоятельно выбирать любой базовый тариф в пределах установленного коридора. Раньше он был от 2746 до 4942 рублей. Но после введения новых правил расчета ОСАГО 24 августа 2020 года стал шире:

  • Для физических лиц и индивидуальных предпринимателей коридор базового тарифа составляет от 2471 до 5436 рублей.
  • Для такси коридор базового тарифа по ОСАГО составляет от 2877 до 9619 рублей
  • Для автомобилей юридических лиц базовый коридор составляет от 1646 до 3493 рублей.

Где учитываются аварии?

Коэффициент аварийности — это коэффициент бонус/малус. Он же — коэффициент КБМ. Именно так его называют и в законодательстве об ОСАГО. Эту же аббревиатуру используют сами страховщики.

В формуле расчета цены ОСАГО для водителя КБМ — это один из множителей. От того, какая цифра будет на месте КБМ, сильно меняется итоговая сумма.

Максимальный множитель «светит» тем, кто стал виновником более трех аварий за год. Причем сейчас неважно, какой безаварийный стаж у водителя был до этого. Допустил более трех ДТП — КБМ будет максимальным.

Последний раз систему расчета КБМ изменили с апреля 2019 года. Ее значительно усложнили для восприятия, но, как уверяют страховщики, расчеты стали точнее.

Сейчас значение КБМ зависит от страховой истории водителя — как долго он пользуется ОСАГО, и от того, попадал ли он в аварии. Аварии учитываются только за один год, причем только в период с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года.

Каждый год все КБМ для всех водителей автоматически пересчитываются 1 апреля.

Для расчетов страховые компании используют единую методику, установленную Центральным банком. Считать как-то иначе страховщики не имеют права. Все коэффициенты должны соответствовать установленным ЦБ значениям.

Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования (далее: период КБМ, коэффициент КБМ)

Любой водитель может сам проверить свой КБМ на сайте Российского союза автостраховщиков. Если расчет страховой компании не соответствует тому, что указано на сайте РСА, можно смело жаловаться — в тот же РСА, который следит за тем, чтобы страховщики соблюдали закон.

Почему всех так волнует КБМ?

Коэффициент бонус/малус на протяжении многих лет был самым проблемным в ОСАГО. Из-за плохо работавшей единой базы он часто «слетал». Конечно, страховые компании были заинтересованы в том, чтобы игнорировать ошибки системы и выставлять водителю максимальную цену.

Именно из-за проблем с КБМ водители часто видели разные цены на ОСАГО в разных компаниях. При этом докапываться до сути проблемы мало кому хотелось и мало у кого получалось.

Многочисленные жалобы все-таки заставили РСА и Центробанк заняться проблемой. Поэтому и была тщательно вычищена база КБМ, поэтому и придумали присваивать коэффициенты раз в год, а не рассчитывать заново при оформлении полиса.

Сейчас массовых проблем с расчетом КБМ нет, и в принципе можно смело доверять калькуляторам страховых компаний и агрегаторов по продаже ОСАГО. Проверить, сколько будет стоить страховка, легко и удобно можно в сервисе наших партнеров.