Auto article image: 81075

Все о правах для багги, кроссовых мотоциклов и другой техники

Алексей Лучников

Авто Mail.ru рассказывает, какие документы нужны, чтобы принять участие в мотосафари или заезде на снегоходах

Рутина толкает городского жителя на поиск новых впечатлений. Свою роль сыграла и пандемия, сделавшая вдруг привычный досуг в кинотеатрах, на стадионах и в торговых центрах опасным для здоровья, а закрытые границы изменили представление об отпуске.

Однако бизнес сориентировался довольно быстро, предложив немало способов разнообразить отдых даже в этих непростых условиях. Покатушки на снегоходах, джип-сафари по степи, трофи-рейды на внедорожниках и квадрициклах по труднопроходимым районам и многое другое — все это доступно большому количеству людей. Причем, как оказалось, чтобы получить свою порцию адреналина, вовсе не обязательно далеко отъезжать от своего города — подходящее болото найдется везде. Вот только мало кто задумывается, насколько безопасны такие развлечения.

Удостоверение тракториста-машиниста — для специальной техники

Большинство средств передвижения требуют наличия специального права на управление ими. Если это легковой автомобиль, нужно водительское удостоверение категории «В». Если с автомобилями ситуация более-менее понятна, и без прав за руль большинство не сядет, то к различной внедорожной технике водители относятся весьма легкомысленно.

Отчасти виноват в этом туристический бизнес доступных зарубежных курортов, где для того чтобы принять участие в гонках на мотовездеходе, квадрицикле или багги, не нужно иметь вообще никаких документов. В нашей же стране все несколько сложнее.

Сложностей добавляет и некоторая путаница в терминологии. Часто употребляемое слово «квадроцикл» с буквой «о» отсутствует в законодательстве, юридический язык использует только термин «квадрицикл». При этом «в обиходе» порой употребляют оба, подразумевая под квадрициклом транспортное средство с салоном и автомобильным рулем, а под квадроциклом — транспорт с мотоциклетным рулем. Или даже наоборот. Более того, путаница эта часто приводит к тому, что владелец транспорта не всегда точно понимает, что именно он приобрел. Рекомендуем сверяться с документами и уточнять, какому ГОСТ соответствует транспорт — ГОСТу по квадрициклам и мотоколяскам или ГОСТу по мотовездеходам.

slide image for gallery: 15684 | День квадроциклиста
slide image for gallery: 15684 | День квадроциклиста
slide image for gallery: 15684 | День квадроциклиста
slide image for gallery: 15684 | День квадроциклиста
slide image for gallery: 15684 | День квадроциклиста
43

Квадрициклы и мотоколяски, а также транспорт вроде того же Bajaj Qute требует обычных водительских прав. А вот для управления внедорожным транспортным средством (мотовездеходом) нужен специальный документ с названием, способным поставить в тупик, — удостоверение тракториста-машиниста. Как и у привычных нам транспортных средств, у подобной техники существуют свои категории.

Что бы ни говорил организатор, обычное поле, горный маршрут или лесная просека, по которым предполагается поездка, без специальной аттестации закрытой трассой не являются!

Для езды на снегоходе или мотовездеходе с двигателем рабочим объемом свыше 50 кубических сантиметров или электромотором мощностью более 4 кВт требуется удостоверение категории «АI». Получают его в гостехнадзоре, пройдя обучение и сдав экзамены.

Законно участвовать в покатушках, не имея документа на право управления, можно только в двух случаях:

  • Объем двигателя менее 50 «кубиков» (а электромотор слабее 4 кВт);
  • Поездка будет осуществляться по специально оборудованной трассе, закрытой для движения других транспортных средств.

Проверить документы может и сотрудник гостехнадзора, и инспектор ДПС

Проверить наличие удостоверения тракториста-машиниста могут инспекторы все того же гостехнадзора. Иногда они работают в связке с сотрудниками Госавтоинспекции, которые имеют право останавливать все транспортные средства и проверять у водителей документы.

Впрочем, ДПС может поинтересоваться наличием документов и самостоятельно, если дело происходит на дороге общего пользования, — здесь необходим не только документ на право управления, обязательно также соблюдать все требования Правил дорожного движения.

Водительское удостоверение категории «А» или «А1»

Кроссовые мотоциклы — еще одна категория транспорта, которая тоже иногда попадает в руки неподготовленного водителя. По своей сути это технически сложный спортивный инвентарь, который может использоваться только в рамках соревнований. Если гонка проходит по дорогам общего пользования, то они полностью перекрываются, и появление на них других участников движения в принципе невозможно.

Такие мотоциклы не регистрируются ни в ГИБДД, ни в гостехнадзоре, поэтому на них не выдаются привычные свидетельства о регистрации и регистрационные знаки. Некоторые владельцы считают, что это дает повод пользоваться ими по своему усмотрению, не ограничивая себя какими-либо правилами. На самом деле это не так. Несмотря на то, что формально 12-я глава КоАП РФ (в ней собраны все дорожные нарушения) на такой транспорт не распространяется, в последнее время и ГИБДД, и суды пришли к мнению, что водительское удостоверение на управление им все же нужно. Если объем двигателя до 125 кубов, то достаточно прав подкатегории «А1», если больше — категории «А».

Принимая решение сесть за руль мотовездехода, снегохода, кроссового мотоцикла или другого средства передвижения, надо знать об ответственности, которая ложится на водителя.

При отсутствии прав нужной категории могут оштрафовать на 5-15 тысяч рублей, а езда в состоянии опьянения чревата 30-тысячным штрафом и лишением прав на 1,5-2 года.

Причем закон не проводит границы между водительским удостоверением и удостоверением тракториста-машиниста: лишат сразу и того, и другого. Иными словами, попались пьяным за рулем внедорожной техники или мотоцикла, и минимум полтора года не сможете сесть за руль автомобиля.

Алексей Лучников