10 крутых технологий, пришедших в автопром из космоса

60 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос, а дата 12 апреля стала Днем Космонавтики. При чём тут автомобили? Оказывается, индустрия позаимствовала немало технологий у коллег из более сложной и дорогой отрасли

Углепластик

Углеродные материалы использовались, например, в космической программе Space Shuttle — лёгкий и термостойкий композит использовался на носу и передних кромках крыльев для защиты от высоких температур при входе в плотные слои атмосферы. Раньше его производство было очень сложным, что приводило к высокой стоимости продукта, но с тех пор армированные углеродными волокнами полимеры не только покорили мир автоспорта, но и проникли в конструкцию и салоны дорожных автомобилей.

GPS/ГЛОНАСС

Система глобального позиционирования GPS была запущена в 70-х годах прошлого века с военными и исследовательскими целями, но сейчас ей пользуется чуть ли не каждый человек на планете, имеющий смартфон. Есть у GPS и российский аналог — ГЛОНАСС, и сейчас устройствами определения местонахождения оснащены почти все новые автомобили, которые продаются у нас.

Солнечные батареи

Изначально они использовались в качестве источника энергии для космических спутников, но затем распространились и в другие сферы — в солнечных регионах их располагают на крышах домов и склонах холмов, а в автопроме есть экспериментальные машины с фотоэлементами. В некоторые автомобили устанавливали люки с солнечными батареями — накопленная энергия использовалась для вентиляции салона в жаркую погоду.

Топливные элементы

Тоже были разработаны в первую очередь для использования в космосе в качестве источников энергии. Экспериментирует с водородными топливными ячейками и автомобильная промышленность — сейчас выпускаются и серийные машины. Например, Toyota Mirai.

Безвоздушные шины

Изначально разрабатывались для луноходов и марсоходов, но ведущие концерны сейчас предлагают их и для земной спецтехники. Предпринимаются попытки сделать подобные шины и для легковых автомобилей, но до серийного производства дело пока не дошло.

Теплоизолирующие материалы

В аэрокосмической отрасли используется металлическая фольга для изоляции оборудования от инфракрасных лучей, а одной из самых эффективных считается золотая. И такая применялась в суперкаре McLaren F1 для изоляции моторного отсека с могучим V12. Была история и в американской серии NASCAR, когда гонщики обратились в Космический центр им. Кеннеди, чтобы им помогли подобрать теплоизоляционный материал для кокпита.

Огнеупорные комбинезоны

Космонавты используют специальную экипировку, устойчивую к возгоранию, а рост смертельных пожаров в автоспорте заставил задуматься и о безопасности гонщиков. Так появились специальные сертифицированные комбинезоны, выдерживающие на протяжении некоторого времени даже открытое пламя. Авария Романа Грожана на Гран При Бахрейна прошлого года ужаснула весь мир, француз чудом избежал серьезных травм, в том числе, и благодаря негорючей амуниции.

Воздуховоды в кузове

NACA (предшественник NASA) разрабатывала специальные отверстия в корпусе для снижения аэродинамического сопротивления. В итоге эта технология оказалась неэффективной в аэрокосмической отрасли, но нашла себя в автомобилестроении — сейчас движение воздуха по специальным каналам внутри кузова используют все производители суперкаров.

Лидары

Лазерные радары используются в космической отрасли для определения расстояний и наблюдений за объектами, размещёнными на Луне, или спутниками. А в автомобилях комплекс радаров и лидаров позволяет следить за обстановкой вокруг — по сути, это основа автономного движения.

Проекционный экран (он же HUD — Head-Up Display)

Не совсем космическая технология, но активно используется в авиации, а теперь и в автомобилях, причём даже в скромных сегментах. На экран можно вывести информацию о скорости, навигационные подсказки, знаки и так далее.

Подпишитесь на нас