Зачем на автомобилях делают ограничители скорости?

Авто Mail рассказывает, для чего вводятся скоростные лимиты, как автопроизводители «душат» двигатели и когда электронные «удавки» появятся на всех машинах
Удачин Сергей
Редактор Авто Mail

В наши дни высокая скорость, за которую автомобилисты любят свои машины, — это еще и источник опасности, самым прямым образом влияющий на количество ДТП, а также на их тяжесть.

В качестве одной из эффективных мер по сдерживанию этого поставщика адреналина для водителей, который Всемирная организация здравоохранения без преувеличения называет самым важным источником дорожного травматизма, компании используют электронный ограничитель скорости.

Что такое электронная «удавка»

Ограничитель скорости — это не прибор. Его нельзя повертеть в руках или выкинуть из машины, отсоединив провода. Он представляет собой программу внутри электронного блока управления, которая, в зависимости от заложенных в нее алгоритмов, препятствует набору оборотов двигателя, мешая развить заданную скорость.

Чаще всего таким функционалом автопроизводители наделяют быстрые и мощные спортивные автомобили, чтобы уберечь их владельцев от драконовских штрафов за нарушение установленного законом скоростного режима. А то и от гибели в какой-нибудь страшной аварии, в которую водитель может попасть из-за нехватки опыта и навыков, не совладав с машиной.

Самое первое ограничение скорости для автомобилей установлено законом штата Коннектикут в США 21 мая 1901 года. Документ регулировал порядок движения машин вблизи конных экипажей и запрещал езду в городе со скоростью свыше 12 миль/ч (19 км/ч), а за его пределами — быстрее 15 миль/ч (24 км/ч).

Например, максимальная скорость многих немецких автомобилей ограничивается такой электронной «удавкой» на 250 км/ч. Первопроходцами тут стали компании Audi, BMW и Mercedes-Benz, заключившие соответствующее джентльменское соглашение о добровольной установке такого лимита на свои машины. Это случилось в 1987 году, когда увидел свет флагманский баварский седан второго поколения и в частности его самая мощная версия BMW 750i с мотором V12.

Если очень хочется, то можно

Однако добровольное соглашение о лимите максимальной скорости в 250 км/ч, заключенное между крупнейшими немецкими автопроизводителями, со временем стало терять свою силу. Компании увлеклись выпуском более мощных спорткаров, а также «заряженных» версий обычных моделей. К гонке за максимальной скоростью и быстрейшим разгоном до сотни также подключились многочисленные тюнинг-ателье.

В результате, покупателям, готовым переплачивать за дарящие острые ощущения модели и версии, стали предлагать машины, у которых скоростной лимит был изменен в большую сторону, а то и вовсе отключен. Сейчас не трудно найти фирмы, которые помогут обойти электронную «удавку».

Это делается, например, перепрошивкой блока управления (чип-тюнинг), установкой дополнительных обманывающих систему устройств, либо активацией так называемого «секретного режима» работы «мозгов» двигателя, заложенного производителем.

Ограничения грозят всем

В то же время борцы за безопасность движения и экологию активно выступают за принудительное оснащение всех автомобилей без исключения ограничителями скорости. Такими мерами авторы идеи хотят снизить аварийность на дорогах и смертность в ДТП.

Помочь в этом должна уже внедряемая на ряде моделей умная система ограничения скорости ISA (Intelligent Speed Assistance). Она «не душит» двигатель постоянно, а действует по ситуации, на основе данных с GPS о местонахождении автомобиля и информации с камер распознавания дорожных знаков.

Пешеходный переход

Если водитель мчит с превышением разрешенной на этом участке скорости, ISA сначала предупредит его о нарушении специальным сигналом. А если он продолжит игнорировать эту информацию, то вмешается в работу двигателя, ограничив его обороты.

Разговоры о внедрении этой системы в Европе ведутся еще с 2019 года, однако чиновники уже предварительно одобрили ее. Умные ограничители скорости с мая 2024 года должны появиться на всех машинах, эксплуатируемых в ЕС.