Решение властей пересадить "слуг народа" в "Жигули" — говорят, что эта идея принадлежит лично Фиделю Кастро — стала шоком для многих представителей элиты. Получая льготы и привилегии, машины с кондиционером и долларовые зарплаты, эти люди не раз становились объектом партийной критики за "некоммунистическое поведение". Но в условиях проводимых на Кубе "экономических реформ капиталистического толка" большинству "обросших жирком" госслужащих до сих пор удавалось избегать наказания.
После легализации доллара и отказа правительства от "основ планирования" в экономике Кубы воцарилась, по словам эксперта британского журнала "Экономист" Эмили Моррис, "неразбериха и хаос". Добившись права "работать на себя", частники немедленно воспользовались этой возможностью. В результате имеющий лицензию на "извоз" таксист в день получает больше, чем нейрохирург за месяц.
"Новых кубинцев" переплюнули менеджеры госпредприятий, связанные с туристическими долларами и госзакупками. По разным оценкам, в карманах кубинских чиновников разных уровней ежегодно оседают несколько сотен миллионов долларов "премиальных", полученных за услуги от иностранных бизнесменов. Дошло до того, что на одном из заседаний правительства Фидель Кастро признал: "в стране процветает необоснованный импорт, в котором замешаны крупнейшие государственные компании".
Запрет на роскошные автомобили — только малая часть намеченной программы, призванной восстановить "политическую нравственность среди чиновников". На очереди — снижение доли частного сектора в экономике и "запрет госструктурам использовать в расчетах доллар" (вместо него правительство вводит в обращение искусственную валюту — конверитуемый песо). При этом партийные лидеры ссылаются на слова Фиделя Кастро, который назвал коррупцию на предприятиях "основной причиной, которая привела к смене строя в социалистических государствах Восточной Европы.