6 крутых опций будущего, которые работают уже сейчас

Рассказываем о передовом оборудовании, без которого наши предки спокойно обходились, а наши дети просто не смогут водить автомобиль

Современные автомобили уверенной поступью движутся в сторону беспилотников. Что бы там ни говорили настоящие «бензиновые головы», большинство автолюбителей все же ждет пришествия «полного автомата» с нетерпением. Плюхнуться на удобное кресло, сбросить туфли и дремать лишний час в пути из дома на работу, при этом не тратясь на персонального водителя и не отказываясь от привычного комфорта личного автомобиля.

content image for: 79827

Звучит как мечта? А вот и нет — наше ближайшее будущее. Несмотря на то, что и технически, и юридически оно пока еще далеко от реализации, некоторые важные шаги в этом направлении уже сделаны. Частичный автопилот становится вполне обыденной опцией даже для не самых дорогих автомобилей. Например, он есть в интеллектуальном городском кроссовере Haval F7.

1

Адаптивный круиз-контроль с системой автоматического торможения и функцией распознавания пешеходов

Зачем нужен?

Именно эта функция наиболее приближена к вожделенному «автопилоту», она же — самая крутая, навороченная и сложная. До недавнего времени достоинства круиз-контроля могли оценить главным образом водители-путешественники. На монотонных пустых перегонах наличие заветной кнопки позволяет сэкономить водителю массу сил и нервов.

Однако быстрее всего водители устают не на трассе, а в плотном городском потоке, и в ряде случаев именно круиз-контроль может стать причиной того, что пилот начинает клевать носом от скуки, при этом автомобиль не замедляется, а продолжает поддерживать прежнюю скорость движения, чаще всего — относительно высокую!

compare slider image for: 74253
Источник: Авто Mail.ru

Чтобы застраховать водителя от этих проблем и облегчить поездки в городском трафике, заодно уменьшив вероятность получить штраф за скорость, и придуман адаптивный круиз-контроль. В кроссовере Haval F7 эта опция доступна в комплектации Tech Plus.

Что может?

Главная функция такого автопилота — это «умение» тормозить перед препятствием. При его включении нужно выбрать не только желаемую скорость движения, но и выставить максимально допустимую дистанцию, которую система должна удерживать.

Водители, испытавшие работу адаптивного круиза на себе, советуют в городе ставить этот параметр на минимум, чтобы не оставлять простора для любителей влезть в чужой ряд на светофоре или просто в пробке. На трассе, естественно, лучше выставлять максимально возможный интервал, чтобы не «висеть на бампере» у впереди идущего автомобиля и дать электронному помощнику шанс в случае экстренного торможения.

slide image for gallery: 27115 | Haval F7
slide image for gallery: 27115 | Haval F7
slide image for gallery: 27115 | Haval F7
slide image for gallery: 27115 | Haval F7
6фотографий

Современные системы «видят» не только автомобили, но и пешеходов, причем в идеальном случае — раньше самих водителей, потому что используют для оценки ситуации не человеческое зрение, а радиоволны или лазерные лучи инфракрасного спектра. Теоретически для них пешеход даже ночью в темной одежде не является «невидимкой» уже с расстояния примерно в 150 метров, в то время как водитель с такого расстояния способен увидеть человека, только если на нем светоотражающий жилет. Правда, пока что практические результаты немного скромнее: ведущие разработчики заявляют, что гарантированно избежать столкновения можно при скорости не более 35 км/ч с расстояния около 40 м.

Важная функция — адаптивный круиз умеет разгоняться после полной остановки. Именно эта его функция позволяет комфортно передвигаться в пробке.

Когда не сможет выручить?

Адаптивный круиз автоматически выключается, если впереди идущая машина стоит дольше определенного времени, например 30 секунд. Оно и понятно — на длинном светофоре, в «глухой» пробке или в иных дорожных ситуациях водитель может отвлечься от управления, и внезапный старт с места станет для него сюрпризом.

Естественно, стоит постоянно напоминать себе о том, что автомобилем управляете вы, а «умный» круиз всего лишь вам помогает делать это без лишних усилий. За все юридические и материальные последствия дорожных ситуаций отвечать вам, а не ему.

2

Система контроля полосы

Зачем нужна?

Как следует из названия эта система нужна для того, чтобы автомобиль не покидал полосу движения случайно, если водитель потерял концентрацию, отвлекся или уснул. Как и адаптивный круиз-контроль, это важная часть будущих «беспилотников».

Как показала практика, доверять автоматике управление разгоном и замедлением довольно быстро учатся даже самые недоверчивые водители, а вот с тем, что касается рулевого управления, ситуация совсем другая. Тем более, что, в отличие от адаптивного круиза, система в своей работе ориентируется не на показания высокоточных радаров и лидаров, а на анализ данных вполне обычной видеокамеры, похожей на ту, что встроена в любой мобильный телефон, — с соответствующей погрешностью. Сигнал с камеры передается на матрицу, часто — черно-белую для большей контрастности: полосы разметки выглядят на ней более яркими, чем окружающий асфальт.

compare slider image for: 74253
Источник: Авто Mail.ru

Что может?

Подобные системы бывают двух видов. Простейшие — просто предупреждают водителя о выходе машины из полосы. Они могут вибрировать рулем, издавать звуковой сигнал, мигать специальной лампочкой — в большинстве случаев этого достаточно, чтобы привлечь внимание человека к потенциально опасной ситуации.

Более продвинутые системы идут дальше — они возвращают автомобиль в выбранную полосу. Как раз такая система и установлена в Haval F7. Для этого используется либо непосредственное воздействие системы на рулевое колесо, либо подтормаживание колес со стороны, противоположной направлению увода машины.

Система включается отдельной кнопкой, и активные действия предпринимает, когда видит смещение автомобиля относительно полосы, не подкрепленное включением поворотника.

Когда не поможет?

К сожалению, работать корректно эта функция будет только тогда, когда разметка хорошо видна на дороге. В противном случае она, вежливо предупредив, самоустранится.

По сути, для полноценной работы системы ей нужна автоматическая «обратная связь» и от дороги, и от водителя. Такие системы уже есть в разработке — например, наладить получение автомобилем данных о рядности на «умных» перекрестках технически вполне возможно. Но на их внедрение, тем более — повсеместное — уйдет довольно много времени.

3

Система распознавания дорожных знаков

Зачем нужна?

Изначально систему изобрели, чтобы следить за меняющимися ограничениями скорости. Любой водитель понимает, что в ситуации с засильем на дорогах камер видеофиксации нарушений это крайне актуальная опция. А еще — она помогает избавить водителя от значительной части дорожного стресса. Знаки не всегда хорошо видны человеку, а вот от камеры они вряд ли скроются.

Обычно система использует ту же камеру, что и система контроля полосы, только матрица в этом случае используется не монохромная, а цветная. Специальным софтом анализируется форма, цвет и считывается цифра ограничения в тех областях картинки, где обычно располагаются дорожные знаки.

content image for: 79827

Что может?

Система носит рекомендательный характер и не вмешивается в процесс управления напрямую, ограничиваясь оповещениями — звуковыми, голосовыми и графическими — на экране мультимедийной системы. Кроме ограничений скорости, она может считывать и показания других знаков, например — указателей направления движения по полосам. Эту информацию система не обрабатывает сама, а передает системе навигации, благодаря чему последняя может более точно вести водителя по заданному маршруту — в частности, позволяет точнее «попадать» в нужные съезды на развязках, даже если «подтормаживает» сигнал GPS.

Когда не поможет?

В России часто снегом заметает именно дорожные знаки, и тут уж водителю придется вспомнить навыки езды без очередного электронного помощника. Впрочем, это не повод отказываться от использования удобной системы во все остальное время.

4

Мониторинг слепых зон

Зачем нужен?

Проблема слепых зон существовала всегда. Активно решать эту проблему начали в начале 2000-х годов, одновременно с повсеместным распространением парктроников. В системе мониторинга слепых зон обычно используются те же датчики, что и в парковочных системах, только активируются они при включении сигнала поворота. И уже сейчас система распространена в автомобилях, есть она и у интеллектуального кроссовера Haval F7.

slide image for gallery: 27113 | Haval F7
slide image for gallery: 27113 | Haval F7
slide image for gallery: 27113 | Haval F7
slide image for gallery: 27113 | Haval F7
6фотографий

Что может?

После активации система подает аудиовизуальный сигнал о помехе справа или слева — совсем как парктроник. В более сложных системах «компьютер» активно вмешивается в управление, задействуя те же механизмы, что и активная система контроля полосы — физически не дает перестроиться, пока в мертвой зоне находится автомобиль.

Когда не поможет?

Как правило, этот ассистент работает только при относительно высоких скоростях — от 50 км/ч и выше. При более низких скоростях автомобили обычно движутся более плотным потоком, и постоянное срабатывание системы будет только раздражать водителя.

При резких перестроениях толку от него немного. При экстренных объездах препятствия редкий водитель включает поворотник, а значит, система просто не сработает.

5

Помощник при езде задним ходом

Зачем нужен?

Следующим логичным шагом развития парктроников (а особенно — в комбинации с камерами заднего обзора) стали всевозможные системы помощи при движении задним ходом. Это абсолютно логично, потому что при движении назад у водителя в любом случае очень сильно ограничен обзор, и количество слепых зон возрастает в разы. Они могут иметь разное исполнение — от простого звукового уведомления, предупреждающего о препятствии до развитых систем, позволяющих практически автоматизировать движение задним ходом и исключить вероятность столкновений. У каждого производителя свое понимание «золотой середины», но, как правило, любая из этих систем достаточно эффективна.

content image for: 79827

Что может?

Практически полностью избавить от проблем при езде задним ходом, которая многим дается с большим трудом. Именно такая система помощи и представлена в интеллектуальном городском кроссовере Haval F7. Часто водитель, включив аварийку, медленно пятится и все равно получает в спину гудки. Микроволновые датчики, расположенные под боковинами заднего бампера F7, сканируют пространство сзади-сбоку автомобиля. Датчики распознают приближающиеся к вам автомобили, и система заранее подает звуковой сигнал с индикацией на передних стойках вблизи боковых зеркал, со стороны препятствия, упрощая выезд с перпендикулярной или «елочной» парковки.

Когда не поможет?

Бесполезной система может оказаться в случае с выездом на дорогу с оживленным движением — можно не успеть среагировать на предупреждение, если скорость движущегося в перпендикулярном направлении авто будет высока.

6

Автоматическое управление дальним светом

Зачем нужно?

Система исключает ослепление других водителей. В населенных пунктах и на дорогах, оборудованных фонарями, также работает в автоматическом режиме: если датчик освещенности считает, что освещенность дороги достаточная, он выключает дальний свет.

Что может?

Представим: вы едете с дальним светом и видите впереди фары встречного автомобиля. С какого расстояния дальний свет начнет мешать встречному водителю? Мигнет он, чтобы попросить переключиться, или будет мучиться, проклиная вас последними словами? С другой стороны, если переключиться на ближний слишком рано — можно не заметить опасные «сюрпризы» на дороге.

Вот от этих сомнений и призван избавить водителя этот электронный помощник. Система оценивает расстояние до встречного автомобиля и выключает дальний ровно перед тем, как ваш визави попадет в мощный пучок ваших фар и будет ослеплен.

slide image for gallery: 26804 | Haval
slide image for gallery: 26804 | Haval
slide image for gallery: 26804 | Haval
slide image for gallery: 26804 | Haval
slide image for gallery: 26804 | Haval
12

Когда не поможет?

В туман и во время осадков предпочтительнее выбирать режим работы освещения вручную, потому что так водитель лучше подстраивается под свои индивидуальные особенности зрения.

Умные помощники уже сейчас серьезно облегчают жизнь водителя. И доступны они не только в сверхдорогих автомобилях, постепенно богато «упаковывать» машину прогрессивными опциями начинают и производители с более гибкой ценовой политикой. В качестве хорошего примера можно привести интеллектуальный городской кроссовер Haval F7. В базовой комплектации авто предусмотрены и круиз-контроль, и система контроля давления в шинах, и помощь при подъеме и спуске. Более продвинутые опции, о которых и шла речь в статье, появляются в комплектации Tech Plus. Выбрать комплектацию можно здесь.

Подпишитесь на нас