10 самых распространенных ошибок за рулем

Авто Mail.ru рассказывает, какие ошибки за рулем чаще всего совершают водители, к каким последствиям это может привести, и о том, как их избежать

Согласно официальной статистике ГИБДД, за первые 9 месяцев 2020 года произошло 105 932 дорожно-транспортных происшествия. Из них 93 976 ДТП случилось по вине водителя — и в них погибли 9 703 человека, а 123 654 получили ранения. Жуткие цифры? А ведь большинство аварий происходят из-за ошибок водителей.

Согласно исследованиям, среднестатистический водитель за 15 минут езды в городских условиях совершает от пяти до десяти ошибок. Степень их опасности различна, однако все так или иначе способствуют снижению общего уровня безопасности дорожного движения.

При этом большинство водителей вообще не замечает ни своих, ни чужих промахов. Почему так происходит? Многие ошибки остаются без последствий благодаря так называемым компенсирующим действиям других водителей или простому везению. Тем не менее, рано или поздно, когда эти ошибки становятся частью стиля езды водителя, они могут привести к ДТП. Мы рассмотрим десять самых распространенных ошибок и дадим совет, как их избежать.

1

Пьяное вождение

Всего с января по сентябрь 2020 года произошло 10 924 ДТП с водителями, которые находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В каждой четвертой такой аварии погибал человек (всего скончались 2 737 участников дорожного движения).

В России риск встретить на дороге пьяного водителя и пострадать от его действий очень велик. Ведь эти почти 11 тысяч человек — капля в море. Сколько всего водителей садились пьяными за руль и сколько раз им удалось сбежать от правосудия, остается только гадать.

Многие, кто садится за руль в состоянии опьянения, не видят в этом никакой угрозы. Они не задумываются, что подвергают опасности себя и других людей. Не садитесь пьяными за руль, чтобы не пополнить печальную статистику. Старайтесь сразу сообщать полицейским, если видите на дороге водителя, который ведет себя странно. Возможно, так вы спасете чью-то жизнь.

2

Смартфоны и другие гаджеты

Когда водитель бросает взгляд на экран смартфона всего на секунду на скорости 50 км/ч, его автомобиль проезжает 14 метров. А на скорости 100 км/ч — 28 метров. По данным Госавтоинспекции, в среднем скорость реакции водителя при взгляде на телефон замедляется на 3 секунды, и за это время автомобиль движется около 49,5 метра практически вслепую.

Во время движения, если водитель отвлекается на смартфон, его стиль езды становится более беспорядочным, скорость движения резко меняется, водитель может выехать на встречную полосу движения и не заметить этого.

Когда в ГИБДД анализируют ДТП, то чаще всего приходят к выводу, что аварии по причине выезда на «встречку» происходят не из-за попытки обгона — а из-за банального отвлечения внимания. И причина здесь не только в смартфонах, ведь водитель может отвлечься на что угодно — начиная от настройки радио и кондиционера и заканчивая разговором с пассажирами. За рулем следует думать только о том, как безопасно добраться до точки назначения. Ответ даже на самое срочное сообщение может подождать десять минут — и не стоит никакого риска попасть в ДТП.

3

Лихачество

Одна из самых распространенных ошибок водителей — превышение скорости. Около 17% всех ДТП в России происходят из-за несоблюдения скоростного режима. Причем таким нарушением грешат не только опытные водители, но и новички.

«Через пару месяцев новички, к сожалению, показывают некое пренебрежение к правилам дорожного движения. Они понимают, что могут покатать за рулем друзей и подруг и “понтануться” перед ними. ​ Через полгода, увы, глаз у начинающих водителей замыливается, они считают себя асами на дорогах, хотя мы все понимаем, что это не так», — рассказал Авто Mail.ru глава российской «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.

Важно помнить, что безопасность движения во многом зависит от умения подобрать нужную скорость, которая будет соответствовать дорожным условиям.

4

Излишняя эмоциональность

Одно из важнейших качеств водителя — способность не поддаваться растерянности и страху, а также быстро и решительно действовать в сложной ситуации. Все это зависит от эмоциональной устойчивости водителя и его волевых качеств.

Примерно 85% аварий происходят потому, что водитель не смог вовремя заметить опасность и принять меры. Это связано со многими факторами, в том числе и с эмоциональным и физическим состоянием человека. Если водитель находится в тревожном или чрезмерно возбужденном состоянии, риск попасть в ДТП значительно возрастает.

За рулем многие черты характера человека проявляются даже сильнее, чем в жизни. Это и импульсивность, и нерешительность, и агрессия, и неуважение, и раздражительность, и склонность к риску... Поэтому водителям важно контролировать себя и подобрать способы снятия стресса.

5

Документы и оснащение автомобиля

Еще одна самая популярная ошибка водителя кроется в пренебрежении оснащением своего автомобиля. В дороге никто не застрахован от поломки или несчастного случая, поэтому убедитесь, что машина оборудована аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки. Не лишними, если вы отправляетесь в дальнюю поездку, будут запасное колесо с минимумом нужных инструментов, провода для прикуривания и буксировочный трос. Не стоит забывать и про ТО — полная проверка состояния автомобиля, в частности мотора и масла, других технических жидкостей, поможет минимизировать риск ДТП и поломок в дороге.

Каждый раз перед тем, как сесть за руль, проверяйте все документы. С собой у вас должны быть водительские права, СТС и страховка. Кроме того, всегда держите под рукой инструкцию по эксплуатации машины, которая поможет найти решение, как устранить какую-либо неисправность или разобраться в органах управления системами авто.

6

Игнорирование ремней безопасности

Согласно исследованиям, которые приводит Госавтоинспекция, благодаря использованию ремней безопасности можно снизить тяжесть последствий аварии в 6-8 раз.

Так, при лобовом столкновении на скорости 80 км/ч люди получают увечья сродни падению на асфальт с высоты 25 метров. Это происходит потому, что водитель и его пассажиры не пристегиваются ремнями безопасности.

Многие водители пренебрегают ремнями безопасности потому, что им так ездить некомфортно, ремни мешают. Сомнительное оправдание риску погибнуть в ДТП или остаться инвалидом. В большинстве случаев проблема неудобного ремня решается грамотной настройкой положения кресла.

Также важно помнить, что в автомобиле должны быть пристегнуты все пассажиры, а не только люди на первом ряду. В случае лобового столкновения пассажиры, которые находятся сзади, превращаются в смертоносный снаряд, врезающийся в сидящих впереди людей.

7

Отказ от детских кресел

Самыми незащищенными в автокатастрофах оказываются именно дети. Однако многие водители по-прежнему недооценивают роль детских автокресел. Сейчас штраф за перевозку ребенка без такого кресла составляет 3 тысячи рублей, хотя примерно за такие же деньги автокресло можно приобрести в магазине.

По статистике, в ДТП детское кресло снижает риск летального исхода среди младенцев на 71%, а среди детей от года до четырех лет — на 54%. Во время аварии или резкого торможения непристегнутые дети получают гораздо более серьезные травмы, чем взрослые. Кроме того, ни одно средство защиты автомобиля, будь то подушки или ремни безопасности, не рассчитаны на маленьких пассажиров.

8

Невнимательность при изменении погоды

По данным Госавтоинспекции, неблагоприятные метеоусловия увеличивают количество ДТП в среднем на 25%. Более того, погодные условия становятся сопутствующим фактором каждого седьмого происшествия.

Многие недооценивают этот фактор, однако статистика говорит, что дождь, туман, гололед и сумерки оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения. Также к опасным условиям относят и яркие солнечные дни — свет слепит водителей и затрудняет восприятие сигналов светофора, дорожных знаков.

Такие критические погодные условия обязательно раскроют все изъяны в умениях водителя — не только в ходе оценки дорожной ситуации, но и в мастерстве управления автомобилем.

9

Неправильное управление автомобилем

Каждый автомобилист обладает индивидуальным набором навыков вождения. Далеко не всегда их хватает, чтобы, оказавшись в опасной ситуации, выйти «сухим из воды».

Скажем, при резком ускорении, торможении или повороте руля автомобиль уходит в занос. А в базовую программу автошкол контраварийное вождение, к сожалению, не входит. Поэтому водитель теряется и давит на педаль тормоза, лишь усугубляя свое положение. Однако в такой ситуации, чтобы справиться с заносом, про левые педали нужно забыть — и оперировать только рулевым колесом и педалью газа.

Приемов вождения великое множество. Чтобы не попасть впросак, запишитесь на дополнительные курсы или, на худой конец, попробуйте поупражняться в современных автосимуляторах, где цена ошибки равна нулю, — они дадут представление о том, как нужно управлять техникой в экстренной ситуации.

10

Вождение в усталом и сонном состоянии

Усталость оказывает негативное влияние на все основные функции организма водителя и его психофизиологические качества, необходимые для безопасного вождения.

Согласно медицинским исследованиям, во время движения на скорости 90 км/ч водитель начинает уставать уже через 3-4 часа. В ГИБДД рассказали Авто Mail.ru, что влияние усталости на водителя сравнимо с небольшой дозой алкоголя: ухудшаются точность восприятия и оценки дорожной обстановки, ощущение скорости.

Тем не менее, многие водители не придают большого значения усталости и сонливости — особенно остро эта проблема стоит у дальнобойщиков и таксистов. Одно из самых опасных проявлений усталости водителя — это зрительный обман, когда у водителя, пытающегося побороть сонливость, начинаются галлюцинации. В таких случаях водитель инстинктивно тормозит или бросает машину в сторону, попадая в ДТП.

Некоторые водители пытаются бороться со сном напитками, содержащими кофеин, однако этот способ нельзя назвать действенным, ведь организм каждого человека реагирует на кофе и энергетики по-разному. Если вы чувствуете усталость, глаза закрываются, единственное проверенное средство — остановиться и передохнуть. Лучше потратить на дорогу больше времени, чем попасть в аварию из-за переутомления или заснуть за рулем.

Как отметили в ГИБДД, риск попадания в ДТП водителей, которые накануне поездки спали менее четырех часов, гораздо выше и по своим последствиям бывают самыми тяжелыми.

Главные ошибки на дорогах: пять версий от ГИБДД

Чтобы выяснить, какие ошибки чаще всего совершают новички, Авто Mail.ru обратился в Научный центр обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

Нам рассказали, что главные проблемы начинающих водителей заключаются в следующем:

  • неуверенное пользование органами управления;
  • нарушения, касающиеся интервалов и дистанции между ТС;
  • отсутствие опыта вождения в различных погодных условиях;
  • неправильный выбор скорости движения;
  • недостаточный контроль объектов транспортной инфраструктуры (знаки, разметка) и дорожной обстановки по бокам и сзади ТС.

Как отметили в учреждении, число водителей, совершивших ДТП в течение первых двух лет с момента получения прав, находится на уровне 10-13% от общего количества ДТП. Количество таких аварий за последние пять лет сократилось более чем в два раза.

Подпишитесь на нас