Как новичку побороть страх за рулем

28 января 2021 10:00, Статьи, Безопасность
От поведения всего одного водителя зависит безопасность всех транспортных средств и людей за рулем на дороге. И страх — одна из главных опасностей. Авто Mail.ru представляет 10 самых действенных советов для тех, кто за рулем совсем недавно
Партнер материала

От поведения всего одного водителя зависит безопасность всех транспортных средств и людей за рулем на дороге. И страх — одна из главных опасностей. Авто Mail.ru представляет 10 самых действенных советов для тех, кто за рулем совсем недавно

Представим, что вы проштудировали теорию и правильно ответили на все 20 вопросов на экзамене в ГИБДД. Затем, благодаря часам тренировок на площадке с инструктором, спокойно сдали площадку. Наконец, вы справились с самым волнительным испытанием и не заработали ни одного штрафного балла за два десятка минут езды по городу под присмотром инспектора ГИБДД.

И вот вы торжественно получаете водительские права и отправляетесь в свободное плавание. Теперь вы считаете себя классным водителем, который готов к любой ситуации. Однако позже приходит осознание — больше вам никто не поможет. На соседнем кресле не будет опытного штурмана, который в случае чего укажет вам на знак, посоветует сменить полосу или, на худой конец, ударит по педали тормоза, когда на дорогу внезапно выбежит ребенок. Рулить вы, скорее всего научились. Но страх попасть в ДТП остался.

ГИБДД: страх может стать причиной ДТП

Важно отметить, что страх как фундаментальная эмоция свойственен всем людям и выполняет защитную функцию. В Научном центре обеспечения безопасности дорожного движения подчеркивают, что страх мешает водителю взаимодействовать с окружающим миром в условиях дорожного движения — и, как следствие, управлять машиной, особенно в тех случаях, когда опыт вождения ограничен

Помимо знания ПДД и технических умений, навыков управления, залог безопасности дорожного движения кроется в уверенности в своих действиях. Страх блокирует уверенность и может повысить риск возникновения ДТП.

Чтобы такой «блокировки» не случилось, водителю (в том числе начинающему), необходимо осознать и понять, как страх влияет на него, на его действия за рулем, а также овладеть навыками управления автомобилем. Приобретая опыт управления, водитель постепенно регулирует свой страх.

На что стоит обратить внимание новичку, чтобы справиться со страхом? Давайте разбираться.

Подойдите ответственно к выбору первой машины

Один из самых распространенных страхов у начинающих водителей — боязнь повредить свою и чужую машину. Особенно грустно, если «травмы» получит автомобиль, который вы забрали новеньким из дилерского центра совсем недавно.

Какую технику лучше всего выбрать новичкам? Как рассказал Авто Mail.ru глава «Гильдии автошкол России» Сергей Лобарев, раньше, лет 10-15 назад, инструкторы рекомендовали новичкам сперва попробовать поездить на более старом автомобиле. Поцарапаешь — не так жалко.

Однако сейчас считается, что первым автомобилем можно взять и новинку, потому что современные машины оснащены множеством «фишек», которые помогают водителю. Взять хотя бы системы автоматической парковки и экстренного торможения, которые существенно упростят жизнь новичку.

«Не берите внедорожник и большое количество лошадиных сил. По статистике, крохотные дамы выбирают именно “быков”. Это зря, конечно. Автомобиль должен быть по силам», — считает Лобарев.

Даже после покупки авто не нужно стесняться обратиться к инструктору и попросить на этой машине проехать вместе хотя бы раз. К управлению каждого автомобиля нужно найти свой подход, поэтому порой лучше обратиться к мастеру.

В автошколе всему не научишься. Практикуйтесь еще

Далеко не все водители, которые только получили водительские права, сразу же садятся за руль новенькой машины или идут изучать сайты объявлений с подержанными авто, чтобы на этой же неделе договориться о покупке. Некоторые новички могут месяцами не выезжать на дороги после выдачи удостоверения. Дополнительная практика важна — даже после автошколы.

Если начинающий водитель прошел обучение летом, то с наступлением холодов и голодицы ему будет сложно освоиться на дороге из-за сложностей с оценкой сцепления с дорогой и изменением видимости. Мастера практического вождения советуют взять хотя бы несколько часов практики с инструктором, чтобы не только не подвергать опасности других участников движения, но и чувствовать себя увереннее за рулем.

«По статистике, те, кто катается в автошколах зимой, почти в два раза безопаснее потом на дорогах, — рассказал глава “Гильдии автошкол”. — Мы все навыки в зимнее время, к сожалению, ученикам не можем дать. Например, как правильно выйти из заноса или выбрать дистанцию, интервал. Если нет возможности взять несколько часов в автошколе, то посадите с собой рядом опытного водителя. Но важно, чтобы он вмешивался только в критических ситуациях. Часто у людей есть опыт, но правильно раскатать начинающего водителя он не может».

Изучите устройство своего автомобиля

Что делать, если на приборной панели загорелась странная лампочка? Куда заливать стеклоочиститель? Зачем нужно моторное масло? Что делать, если спускает шину? Эти и масса других вопросов — еще один источник стресса для начинающих водителей.

После покупки автомобиля (а еще лучше — перед тем, как сесть за руль незнакомой машины) тщательно изучите ее устройство и органы управления. В этом вам поможет инструкция по эксплуатации, но при желании все ответы можно найти и в интернете.

Разберитесь, как включаются фары, как выбрать режим работы «дворников», как настроить радио, какие автомобиль предлагает режимы вождения... И что вообще заставляет автомобиль ехать. Также не поленитесь изучить, как и каким бензином нужно заправлять вашу машину.

Повторяйте ПДД

Как показывает практика, спустя какое-то время после сдачи экзамена на права знания ПДД у водителей начинают улетучиваться. Из того, что на протяжении многих часов пытается заложить в головы обучающимся лектор, они помнят, разве что, основы — вроде чтения разметки и «помехи справа».

Начинающий водитель сможет чувствовать себя увереннее за рулем, если будет соблюдать ПДД и знать, что действует по правилам. И даже в случае аварии сможет доказать, что она случилась не по его вине.

Любая ситуация на дороге может оказаться стрессовой для новичка, особенно если он не помнит, как нужно вести себя на дороге. Поэтому важно регулярно читать правила и, вдобавок, не стесняться хранить тоненькую книжечку с ПДД у себя в «бардачке» (обратите внимание, чтобы это была последняя редакция правил).

Планируйте маршрут заранее

Если вы неплохо знаете свой город с точки зрения пешехода, то, впервые проехавшись по улицам за рулем, откроете его совершенно с другой стороны. Обычный перекресток и круговое движение могут превратиться в настоящую головоломку, на асфальте из ниоткуда возникнет «лежачий полицейский», а в случайный двор нельзя будет свернуть из-за неочевидного «кирпича».

Поэтому, прежде чем отправиться в путь, изучите свой маршрут. И если какие-то дороги покажутся вам непростыми или запутанными, измените его — пусть даже на путь придется потратить на десять минут дольше.

Помните, что полностью полагаться на навигатор не стоит. В самый непростой момент приложение всегда может просто-напросто зависнуть, а интернет — «отвалиться». Вдобавок, навигатор может предупредить о повороте в тот момент, когда вы находитесь в плотном потоке в совершенно неподходящей для маневра полосе. Если вы заранее изучите маршрут, это может сэкономить вам кучу времени и нервов.

Не бойтесь пешеходов и думайте наперед

В городе у начинающего водителя возникают сложности с оценкой дорожной обстановки. Ведь приходится следить не только за знаками и светофорами (которые, порой, видно не всегда), расстоянием от других автомобилей и разметкой, но и за пешеходами.

Считать, что люди будут переходить дорогу только по «зебре» и на разрешающий сигнал светофора — большое заблуждение. «Вдруг я буду ехать себе спокойно, а кто-то выбежит перед моей машиной, и случится непоправимое?», — задается вопросом новичок. И все же, водитель, который боится пешеходов, сам может стать причиной ДТП.

«Водитель не должен боятся пешеходов, — отмечает Сергей Лобарев. — Следует в первую очередь сбавить скорость, ведь вместе с этим увеличится обзор. Думайте наперед: а вдруг ребенок побежит, а вдруг котенок из рук выскочит у человека, а вдруг шляпа улетит. Смотрите, как мама держит ребенка, есть ли у пешехода в руках гаджет, зонтик и так далее».

Подготовьтесь к первому выезду за город

Для выходцев из автошкол загородная езда — это совершенно новый мир и опыт, который приходится получать самостоятельно. Первый выезд за город — это всегда большой стресс для новичка, не привыкшего к высоким скоростям, совершенно иному потоку, рискованным обгонам и другого рода опасностям.

«Если вы обучались в крупных городах, то выезд за его черту будет для вас непривычен. Там все стараются набрать скорость и держать скорость потока. А это 80-100 километров. Мы таким скоростям в автошколах не учим, увы. Ну нет возможности в городе продемонстрировать все скорости», — говорит Сергей Лобарев.

Начинающему водителю, вероятно, будет боязно двигаться на скорости выше 80 километров в час, и он попробует двигаться гораздо медленнее в крайнем правом ряду. Парадокс, но медленный водитель рискует создать аварийную ситуацию.

«Здесь важно водителю понимать, что не нужно увлекаться. Тихоходом быть не надо, но и гнать не стоит. Держитесь правее, не поддавайтесь на сигналы. И будьте готовы к съездам с магистралей, нужно опять почувствовать тормозную педаль, перестроиться», — посоветовал глава «Гильдии автошкол».

Не считайте инспекторов ДПС своими врагами

От встречи с сотрудником ГИБДД не застрахован ни один водитель. Помните, что автоинспектор — это просто человек, который занимается своей работой, а не строгий учитель, который хочет поставить «двойку» и вызвать родителей в школу. И у него тоже могут быть стрессовые ситуации.

Если вас остановили, сохраняйте спокойствие. В разговоре с инспектором ведите себя вежливо, не спорьте и не пререкайтесь. Если вам вменяют какое-либо нарушение, вы вполне можете обсудить ситуацию с гаишником — и выяснить, какие ваши действия привели к штрафу.

И все же, если вы уверены, что ваши права нарушают, — стойте на своем. Превышение полномочий — это отдельная история. Если действия инспектора кажутся вам неправомерными, запишите его имя и звание. Также вы можете снять сотрудника ГИБДД, например, на камеру мобильного телефона — этому инспектор не вправе препятствовать. Все это может пригодиться для дальнейшего разбора ситуации.

Если сотрудник ГИБДД намекает, что готов закрыть глаза на нарушение в обмен на некую сумму, обратитесь на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию ФСБ.

Обратитесь за профессиональной помощью

Большинству автомобилистов удается справиться со своими страхами самостоятельно, хотя на это может уйти несколько тысяч километров. Если страх сесть за руль не проходит, лучше обратиться к психологу.

Причин сделать это масса, однако далеко не все начинающие водители подозревают, что побороть страхи можно только с помощью специалиста. Неуверенность за рулем может стать следствием многих факторов, в том числе детских комплексов, психологических расстройств и различных фобий. Например, амаксофобии — боязни водить машину из-за предчувствия смертельной опасности (некоторые ученые считают, что она может быть унаследована генетически).

Устройтесь покомфортнее и настройтесь на позитив

Настроение и степень уверенности человека во многом зависит от окружающей его обстановки. Измените фон ваших мыслей, отгоните дурные. Абстрагируйтесь от раздумий о том, что в поездке случится что-то нехорошее. Старайтесь думать позитивно и представьте, как вы спокойно и уверенно добираетесь до места назначения за рулем вашего любимого автомобиля.

Чтобы в салоне было комфортнее, подберите правильное положение кресла, установите ароматизатор с приятным запахом. Наконец, создайте для себя несколько плейлистов с любимой музыкой. Помните, что страх — это нормально, его испытывают даже опытные водители, и этого не нужно стыдиться.

Фото: Depositphotos.com

Подпишитесь на нас