6 декабря 2020 08:00, Новости, источник: Газета Коммерсантъ

Реформа техосмотра начнется в 2021 году

МВД запускает в эксплуатацию новую информационную систему по контролю ТО

МВД запустит в 2021 году обновленную единую информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО), в модернизацию которой вложено 80 млн руб. Система необходима для исключения фальсификаций при проведении техосмотра (ТО), поясняют в полиции. Операторов обяжут передавать фотографии автомобилей, приезжающих на проверку, в облачное хранилище — без этого не выдадут электронную диагностическую карту. Новая система станет частью большой реформы ТО, стартующей весной будущего года.

МВД разработает проект приказа «Об эксплуатации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра транспортных средств (ЕАИСТО)», следует из размещенного на regulation.gov.ru уведомления. Приказ заработает 1 марта 2021 года вместе с большой реформой ТО, которая готовится уже несколько лет: основная ее цель, напомним, искоренить практику продажи диагностических карт без проверок авто. Запуск ЕАИСТО нужен для «исключения фальсификации при проведении техосмотра», поясняют в МВД.

Все приезжающие на осмотр автомобили будут фотографироваться дважды — в начале и в конце проверки. ЕАИСТО будет хранить фото и выдавать по запросу контролирующих органов. Диагностические карты, которые с марта станут электронными, будут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта — без нее документ в ЕАИСТО не сформируется.

Фактически система работает с 2012 года (этого требует действующий закон о ТО), но лишь в опытном режиме.

МВД пыталось запустить ЕАИСТО в эксплуатацию шесть раз — столько проектов приказов было размещено на Regulation.gov.ru с 2013 года, но ни один так и не приняли.

Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»

В 2015 году в МВД говорили, что на поддержание системы нужно 4,9 млн руб. в год, в 2018 году требовалось уже 16 млн руб. в год. Приказ долго не получалось утвердить в том числе из-за споров с Минкомсвязи, говорит знакомый с ситуацией источник «Ъ». Известно о проблеме кражи доступа к системе, из-за чего злоумышленники формируют диагностические карты. Пока что она не решена.

В апреле 2020 года МВД заключило контракт на 80 млн руб. по модернизации ЕАИСТО с ООО «Программный продукт», о чем рассказывал «Ъ». Компания должна, в частности, внедрить криптографическую защиту передачи данных, а также «научить» ЕАИСТО сравнивать количество проведенных техосмотров с пропускной способностью пункта — это нужно для исключения ситуаций, когда оператор выдает, к примеру, тысячи карт ежемесячно, а оборудование позволяет проверять лишь десятки автомобилей. 15 декабря 2020 года модернизация должны быть закончена, дата закреплена в контракте.

«Рассчитываем, что ГИБДД до конца года доведет до ума систему и запустит ее в эксплуатацию»,— говорит заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.

«Без этого невозможно будет остановить мошенников, из-за которых происходит торговля диагностическими картами. Ряд операторов уже получает предложения о способах обхода требований об обязательном фотографировании приезжающих машин, хотя правило это вводится только в марте. Надеемся, что новая, защищенная ЕАИСТО такие случаи исключит».

Отсутствие нормально работающей ЕАИСТО — главная причина проблем в отрасли техосмотра, отмечает председатель совета директоров группы компаний «Техностайл» Раппа Ахъядов.

Софт для системы писался на скорую руку, говорит он, в результате чего так и не появилось нормальной защиты от несанкционированного доступа. «С вводом приказа и завершением контракта рассчитываем, что прекратится беззаконие в привлечении операторов к ответственности»,— отмечает господин Ахъядов. Речь идет о случаях, когда ГИБДД штрафовала компании по ч. 4 ст. 14.4.1 (до 300 тыс. руб.) КоАП за передачу в ЕАИСТО сведений об автомобилях, которые на осмотр не приезжали, но поскольку де-юре данной системы с 2012 года и до сих пор не существует, то значит и штрафы эти незаконны, уверен Раппа Ахъядов.

Иван Буранов

Во время загрузки произошла ошибка.
Подпишитесь на нас