Почему дизельный мотор тарахтит громче, чем бензиновый?

23 ноября 2020 15:30, Статьи, Технологии, источник: Аргументы и факты
Несмотря на выдающиеся характеристики, дизельный силовой агрегат обладает высокой шумностью, из-за чего страдает комфорт передвижения. С чем это связано?

Многие автомобилисты отказываются от покупки силового агрегата на тяжелом топливе, потому как он, по их мнению, проигрывает по комфорту бензиновому мотору. Вибрации на низкой частоте и акустические шумы вызывают негативные ощущения и раздражают некоторых автомобилистов. В особенности сильно заметно «тракторное» тарахтение на моторах старых конструкций, в частности при работе на высоких оборотах. С чем это связано?

Разные конструкции

Конструкции дизельных и бензиновых двигателей существенно различаются. Повышенная шумность дизельного двигателя объясняется особенностями его строения, в том числе высокой степенью сжатия и отсутствием классических свечей зажигания.

Кроме того, у них разная схема приготовления топливной смеси. Если у бензинового мотора бензин и воздух смешиваются заранее и смесь впрыскивается в камеры сгорания в готовом виде, то у мотора на тяжелом топливе первоначально сжимается воздух, а солярка распыляется в цилиндр в конечной фазе сжатия, примерно за 10-20 градусов поворота коленвала.

В камере сгорания она смешивается с воздухом, и происходит воспламенение. При этом время, отведенное на смесеобразование и подрыв, примерно в десять раз меньше, чем в бензиновых агрегатах, из-за чего дизель работает жестче.

Высокая степень сжатия

У бензиновых двигателей показатель степени сжатия топливно-воздушной смеси в камере сгорания редко когда превышает 12:1. Тогда как у дизельных двигателей этот параметр порой достигает 18:1. Это значит, что воздух сжимается гораздо сильнее, и при воспламенении смеси происходит более мощный выброс энергии.

При сгорании топлива удается добиться высокого КПД мотора, и на валу создается почти в два раза больший крутящий момент. Неудивительно, что в момент воспламенения часть энергии уходит в корпус, создавая колебания второго порядка, выводящие мотор из состояния равновесия.

Жесткость работы дизельного мотора зависит от скорости нарастания давления по углу поворота коленвала. Чем выше этот показатель, тем сильнее тряска.

Фото: depositphotos.com

Современные дизельные моторы обладают выдающимися характеристиками. Они способны хорошо тянуть даже с низких оборотов, благодаря чему подходят для тракторов и внедорожников, нуждающихся в высокой тяге мотора на малых скоростях.

Однако дизель менее комфортен, чем бензин. Чтобы компенсировать этот недостаток, производители наращивают шумоизоляцию, ставят опоры двигателя с мягкими подушками и гидравлическими компенсаторами, а также вносят в конструкцию противовесы, компенсирующие вибрации второго порядка.

Между тем не всегда они помогают. Жесткий немелодичный треск, отдающий звоном в выхлопной системе, удается подавить, но вот вибрации проникают на корпус, вызывают раздражение и не всеми оцениваются положительно.

Технические неисправности

Причиной неприятных вибраций могут стать и технические неисправности силового агрегата.

На шумность дизеля влияют:

  • неисправность форсунок и топливного насоса высокого давления;
  • загрязненное моторное масло и фильтр;
  • некорректная работа масляного насоса;
  • износ клапанов и увеличение их зазоров;
  • ранний впрыск топлива, приводящий к преждевременной детонации;
  • стук распределительного вала из-за износа подшипников;
  • стук коленчатого вала из-за износа вкладышей;
  • повреждения опорных подушек двигателя.
Во время загрузки произошла ошибка.
Подпишитесь на нас