МКАДу 60 лет: сравниваем было-стало

22 ноября 2020 10:00, Истории
22 ноября 1960 открылся первый участок Московской кольцевой автомобильной дороги. Вспоминаем историю МКАД и интересные факты об этой дороге, а также рассказываем, что ее ждет в будущем

С чего все начиналось

Строительство кольцевой дороги в Москве началось еще в 30-х годах. В 1939 году будущую трассу даже успели нанести на местность. Однако из-за войны планы по строительству дороги с асфальтовым покрытием пришлось отложить, но от самой трассы решили не отказываться. В 1941 году пришлось спешно прокладывать кольцевую для нужд армии, но она была далека от первоначальной задумки и проходила не совсем там, где современный МКАД.

Участок восточного полукольца МКАД у Ярославского шоссе. Октябрь 1960 г. Автор: Грановский Наум Самойлович / Музей Москвы

К строительству вернулись лишь в 1956 году — первые километры асфальтированной дороги появились в районе Ярославского шоссе, а 22 ноября 1960 года по этому участку было открыто движение автомобилей. Полностью же движение по кольцевой было запущено через два года — в 1962 году. Это была передовая (по тем временам) трасса — с двумя полосами движения в обе стороны, хорошим покрытием и инновационными по тем временам клеверными развязками, которые в народе окрестили «бабочками». Всего тогда было 33 таких двухуровневых развязки. МКАД представляла собой неосвещенную бетонку с двумя полосами движения в каждую сторону, которые были разделены большим газоном с бордюром.

МКАД мог бы быть еще лучше и шире (по четыре полосы в каждую сторону), но Хрущев в свое время решил, что в стране просто нет такого количества автомобилей для такой широкой дороги — и «порезал» проект до двух полос. Как же он ошибался!

Нулевой километр

Протяженность МКАД — 109 км. Разумеется, у этой трассы есть и свой нулевой километр. Изначально он был заложен у Ярославского шоссе. Позже его решили перенести. Никита Хрущев настоял, чтобы его переместили на пересечение МКАД с Горьковским шоссе. По задумке (которой так и не суждено было стать реальностью), именно с Горьковки должна была взять начало «великая» трасса в Китай.

Почему МКАД называли «дорогой смерти»?

С годами машин на улицах становилось все больше. Когда МКАД только начинали строить, никто и предположить не мог, что наш автопром сумеет так быстро вырасти. МКАД перестал справляться со своим назначением уже в середине 80-х. А к началу 90-х ситуация и вовсе стала плачевной.

Фото: pastvu.com/p/33816, загружено klaus

Власти решили не вкладываться в масштабную реконструкцию кольцевой дороги, а просто убрали разделительный газон, чтобы хотя бы немного расширить дорожное полотно. О безопасности дорожного движения тогда не сильно задумывались. А зря. Скоростная трасса без нормального освещения или разметки, да еще и без спасительного газона, разделяющего потоки, превратилась в «дорогу смерти». Именно так долгое время и назвали МКАД автомобилисты.

С 1960 по 1984 год МКАД служил административной границей города

Безопасность на дороге в то время обеспечивали разве что рельефные плиты на обочине, при наезде на которые уснувший водитель мог быстро проснуться из-за вибрации и издаваемого колесами назойливого гула.

Лужковский МКАД

Масштабная реконструкция МКАД началась только в 1994 году. Тогдашний мэр изменил трассу до неузнаваемости. Дорогу расширили до пяти полос в каждую сторону, построили новые мосты, эстакады и развязки, установили шумоподавляющие щиты. Тогда же были установлены и бетонные «отбойники», которых раньше так не хватало. Появилось и нормальное освещение.

Лужков проверяет качество покрытия на строительстве МКАД. 1994 г Фото: Калачев С.Н. / Музей Москвы
Самая большая пробка на МКАД длиной 68 километров была зафиксирована 15 мая 2008 года

С реконструкцией МКАД связано много мифов, скандалов и даже уголовных дел. Говорят, что Лужков намеренно сузил дорогу на 10 сантиметров с каждой стороны и что именно из-за этого на МКАД вечно образуются пробки. Забавная ситуация случилась и с километровыми столбиками — рабочие, то ли намеренно, то ли из-за спешки, установили их как придется. Между одними было почти два километра, а между другими — не было и километра.

Фото:pastvu.com/p/97570 uploaded by ashley4

Что дальше?

Несмотря на многочисленные реконструкции и усовершенствования, МКАД до сих пор остается одной из самых проблемных дорог столицы. Здесь ежегодно происходит огромное количество аварий. Но не все из них заканчиваются печально. Так, несколько лет назад произошло ДТП, в результате которого из одного автомобиля по всей дороге рассыпались карамельные конфетки.

Очередная большая модернизация МКАД началась в 2010 году. На этот раз трассу решили не расширять — просто некуда, а занялись проблемными клеверными развязками. Сейчас уже модернизировано 14 «ромашек». Кроме того, для снижения числа ДТП, связанных со стоящими автомобилями, на МКАД планируется создать аварийные карманы. Число и расстояние между ними пока озвучено не было.

Многоуровневые развязки МКАД сегодня Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»

Также сейчас прорабатывается вопрос дополнительного освещения и новая система навигации, запланирована установка дополнительных комплексов фотовидеофиксации и увеличение количества и качества камер видеонаблюдения (куда же без них) — чтобы еще оперативнее реагировать на любые ситуации.

В планах строительство платного дублера МКАД. Протяженность трассы, которая соединит Солнцево и Железнодорожный, составит 53 км, дорога пройдет через Бутово и Лыткарино. Стоимость проезда для легковых автомобилей составит около 500 рублей, для грузовиков и автобусов — до 1470 рублей.

Во время загрузки произошла ошибка.
Комментарии
21
Master'ICE
Как всега внизу планеты всей
СсылкаПожаловаться
Юрий Павлов
А сейчас ЦКАД открывают,а для кого,если для фур существует двой ная оплата это и Платон и автодор. И нет движения на этой дороге. Зато по 107 еще хуже движение стало.
СсылкаПожаловаться
Бургас
Когда МКАД только начинали строить, никто и предположить не мог, что наш автопром сумеет так быстро вырасти... Ну это врядли заслуга именно нашего автопрома)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас