Пять правил сезонной смены шин

Алексей Лучников

Предпочтения относительно производителей шин и баталию приверженцев шипов и «липучек» вынесем за скобки — рассказываем о правовом аспекте вопроса и о новых требованиях к шинам. Так про что же стоит помнить водителю при смене шин?

Использовать зимние шины требует техрегламент, но штрафа нет

Обязанность использовать зимние шины по-прежнему остается декларативной. Использовать их в декабре, январе и феврале (а если региональные власти решат расширить этот диапазон, то и дольше) нам предписывает технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Однако оснований для наказания водителя за невыполнение этого требования в законе по-прежнему нет.

Ситуация изменится, если МВД России «продавит» разрабатываемый сейчас проект нового Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В двух словах суть документа в том, что в Перечень переносятся «шинные» и другие требования техрегламента, касающиеся конструкции и технического состояния эксплуатируемых транспортных средств. В случае его принятия нарушителям будет грозить предупреждение или 500-рублевый штраф. Однако в существующем виде шансов получить подпись премьер-министра у него немного. Поэтому пока что в решении вопроса о необходимости сменить шины автовладельцами движет лишь здравый смысл.

Важно, чтобы все колеса были одинаковыми

Если вы относитесь к числу разумных и ответственных водителей, то при установке зимних колес надо руководствоваться законами физики и буквой закона. А они вторят друг другу.

Если колеса неновые, то во внимание надо принимать и степень износа, чтобы избежать значительной разницы в коэффициентах сцепления с покрытием по правому и левому бортам автомобиля. К слову, в отличие от летних шин, где для легкового автомобиля минимально допустимая высота протектора составляет 1,6 мм, зимние колеса должны иметь в запасе минимум 4 мм. О критическом значении обычно сообщает индикатор износа. Но если его нет, то провести самостоятельный замер водителю большого труда не составит.

Наконец, если выбор сделан в пользу шипов, то такая резина должна быть установлена одновременно на всех четырех колесах. Задача всех этих требований в том, чтобы обеспечить равномерное распределение сцепления с покрытием между всеми колесами. В противном случае возможна потеря устойчивости и управляемости даже в относительно безобидной ситуации.

Какую размерность колес выбрать? Ответ — в инструкции к автомобилю

Не стоит отклоняться от рекомендаций автопроизводителя по размерности и давлению воздуха в шинах. Строго говоря, делать этого вообще нельзя. Однако с учетом того, что распознать несоответствие сотруднику ГИБДД достаточно проблематично, а в некоторых ситуациях небольшие вольности способны повысить эксплуатационные качества автомобиля, в разумных пределах на эксперимент можно решиться. Слишком смелые опыты могут привести не только к штрафу, но и к запрещению эксплуатации автомобиля и прекращению его регистрации.

Инспектор может расценить нестандартные колеса как несогласованное внесение изменений в конструкцию.

К тому же, если машина свежая, то и у дилера могут возникнуть юридические основания отказать в гарантийном ремонте отдельных узлов, главным образом, подвески и трансмиссии, как раз из-за того, что были нарушены заводские рекомендации относительно размерности колес. Причем это не надуманный, а совершенно обоснованный повод, ведь использование нештатных колес приводит к нарушению геометрии работы подвески и ходовой части, перераспределению и критическому возрастанию величин испытываемых нагрузок. И еще обратите внимание, что установленные заводом-изготовителем машины размерности зимних и летних шин могут отличаться.

9

Шины старше семи лет — на свалку

Не стоит использовать старые шины. Резина, как известно, способна менять свои свойства под воздействием внешних факторов и стареть, как и любой материальный предмет на этой планете. Это приводит к повышению риска растрескивания, разрыва, разбалансировки, ухудшению сцепных свойств, хотя внешне колесо может выглядеть вполне прилично. Поэтому если шинам более семи лет, специалисты советуют заменить их на новые. То же касается и шипованных колес, которые растеряли большую часть «гвоздей». «Липучками» они от этого не стали, поэтому на приемлемую управляемость на скользкой дороге можно не рассчитывать.

Повреждения дисков недопустимы

Часто под зимние шины мы оставляем диски, которые похуже. Закрываем глаза на коррозию и незначительные повреждения, полагая, что зимой скорости меньше, да и эстетика уходит на второй план. На самом деле в этом элементе конструкции тоже кроется значительный резерв безопасности, ведь никому не хочется, чтобы колесо раскололось или разбалансировалось. Поэтому остаточный принцип в этом вопросе не всегда подходит. Лучше купите диски подешевле, но новые.

Алексей Лучников