Правила для пешеходов: как не попадать под колеса

Аварий с участием пешеходов в России ежегодно происходит очень много. И причин тому много, главная из них — незнание правил. Авто Mail.ru рассказывает о правилах для пешеходов, о которых многие напрасно забывают.

«Пешеходов надо любить» — эта фраза родилась из-под пера классиков во времена, когда попавший под лошадь гр. О. Бендер, отделавшись легким испугом, стал объектом внимания городской прессы. Теперь же, когда ежегодно на дорогах нашей страны под колесами погибает 5 тысяч и калечится 50 тысяч пешеходов, газеты это практически не интересует. Давайте вспомним, где разрешено находиться пешеходу и какими правами он пользуется.

Пешеходный переход
Источник: legion-media.ru

Пешеходам разрешено двигаться по проезжей части?

Итак, для того чтобы ходить пешком, создана пешеходная инфраструктура. Но есть она не везде, поэтому при отсутствии таковой ПДД разрешают пешеходам двигаться по обочине, а если нет и их, то по краю проезжей части навстречу потоку транспорта. Каких-либо преимуществ путники не имеют, но водителям приходится с ними считаться, поддерживая необходимый интервал.

Особенно внимательным надо быть, проезжая по сельской местности, где из-за отсутствия инфраструктуры ходьба по проезжей части нередко — единственный способ куда-либо добраться. Двойное внимание в темное время суток! Хотя ПДД и требуют от пешеходов за городом использовать световозвращающие элементы или одежду, в реальности на дороге встречаются лишь малозаметные фигуры в одежде всех оттенков серого.

А еще пешеходы могут появляться на проезжей части для ее перехода. Помимо официальных «зебр», подземных и надземных переходов, им разрешено переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин, а также и в других местах, если организованного перехода в зоне видимости не имеется.

Когда надо пропускать пешехода?

Что касается преимущества, то у безлошадных оно есть в нескольких случаях. Первый и, пожалуй, главный — человек находится на «зебре». И тут надо сделать пояснение, ведь единого понимания требования правил движения до сих пор нет. «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода», — так написано в пункте 14.1 ПДД. Значит ли это, что водитель должен встать как вкопанный, едва над переходом занесена нога пешехода? Вовсе нет!

Понятие «уступить дорогу» предполагает, что водителю нельзя продолжать движение, если это вынудит пешехода на переходе изменить направление движения или скорость.

Такая ситуация может возникнуть при условии, что транспортное средство и пешеход окажутся в одной и той же точке в одно и то же время. Поэтому нет необходимости останавливаться, если пешеход начал переход встречной полосы и контакт с автомобилем исключен.

slide image for gallery: 26725 | Плоский светофор на Кронштадтском бульваре
slide image for gallery: 26725 | Плоский светофор на Кронштадтском бульваре
slide image for gallery: 26725 | Плоский светофор на Кронштадтском бульваре
slide image for gallery: 26725 | Плоский светофор на Кронштадтском бульваре
slide image for gallery: 26725 | Плоский светофор на Кронштадтском бульваре
Фото: Агентство городских новостей «Москва»

При этом водителю надо учитывать, что человек на переходе может внезапно побежать, сократив расстояние быстрее прогнозируемого изначально. На практике оценить такую вероятность получается не всегда, поэтому перестраховка не помешает. В то же время знание этого нюанса помогает при разговоре с инспектором ДПС. Но если инспектора еще можно убедить, то видеокамеру, которая научилась фиксировать подобного рода нарушения, гораздо сложнее. Собственно, убеждать надо будет не саму камеру, которая работает по стандартному алгоритму, а сотрудников центра автоматической фиксации нарушений. Причем для этого надо будет подать жалобу на вынесенное в автоматическом режиме постановление о привлечении к ответственности.

Люди на перекрестке, остановке трамвая, в жилой зоне и дети-пассажиры

Следующая ситуация, когда у пешехода преимущество перед водителем, — переход примыкающей дороги или бокового проезда, на которые сворачивает транспортное средство. При этом наличие обозначенного пешеходного перехода в этом случае вовсе не обязательно. А еще в числе пользующихся безоговорочным приоритетом слепые пешеходы с белой тростью.

Не забываем и про требование уступить дорогу пассажирам, идущим к остановившемуся посередине дороги на обозначенной дорожным знаком остановке трамваю или от него. Важно, что, согласно ПДД, приоритет только у тех, кто переходит проезжую часть со стороны дверей. Впрочем, если кто-то перебегает дорогу с противоположной стороны, часто торопясь успеть до закрытия дверей и не глядя по сторонам, это не повод его сбивать.

content image for: 79227
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Наконец, еще одна ситуация, требующая от водителя нажатия на педаль тормоза, — это дети, которые могут выйти на проезжую часть из школьного автобуса. О необходимости снизить скорость или остановиться сообщит опознавательный знак «Перевозка детей» и включенная на автобусе аварийная сигнализация. Ну и, разумеется, безоговорочный приоритет у безлошадного в жилой зоне и во дворах. В заключение напомним, что штраф за непропуск пешехода — от полутора до двух с половиной тысяч рублей.

Алексей Лучников