24 сентября 2020 17:45, Статьи, Безопасность, источник: Газета Коммерсантъ

Госдума утвердила правила free-flow на платных дорогах

Технология впервые будет применена на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД), большую часть которой обещано запустить уже до конца 2020 года

Вчера Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ». В документе описаны принципы работы системы безбарьерного проезда по платным трассам, когда для оплаты не нужно останавливаться перед шлагбаумом, а деньги списываются автоматически во время движения (технология «свободный поток», или free-flow). Перспективы внедрения такой технологии в РФ обсуждаются с 2014 года.

Когда в салоне машины установлено «электронное средство регистрации проезда» (бесконтактный транспондер), при проезде средства со счета списываются автоматически, говорится в законопроекте.

Если у водителя нет (или недостаточно) денег на счете либо у него нет транспондера, он обязан будет оплатить проезд в течение пяти дней с момента фиксации проезда.

В противном случае последует штраф — его закрепят в КоАП.

О судьбе этого законопроекта «Ъ» рассказывал в начале года: санкция 2,5 тыс. руб. для водителей легковых авто, 5,5 тыс. руб. — для водителей грузовиков и автобусов. Оператор платной дороги обязан информировать водителей о задолженности, но каким образом, в законопроекте не сказано. Компания не будет нести ответственности за некорректное списание платы и формирование задолженности, если «нарушен установленный оператором порядок проезда, скоростной режим движения и дистанция» либо если транспондер неправильно размещен под стеклом. Такие нормы содержатся в проекте «правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автодорогам», который Минтранс опубликовал на днях на regulation.gov.ru.

Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»

Для оперативного информирования водителя о задолженности и путях ее погашения нужно использовать сразу несколько каналов — СМС-рассылку, информацию на электронном табло при проезде пунктов оплаты, push-сообщения в приложения и т. д., считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его мнению, это необходимо отразить в правилах работы для операторов. Пятидневный срок должен отсчитываться не с момента фиксации проезда без оплаты, а с момента информирования водителя о задолженности, настаивает эксперт. Также необходимо закрепить минимальный порог долга, при котором постановления не выносятся (например, 10-20 руб.), говорит Петр Шкуматов.

Первая трасса, где будет применена технология free-flow, — это ЦКАД: традиционных способов оплаты проезда (ПВП со шлагбаумом) на ней в принципе не предусмотрено.

На днях госкомпания сообщила, что на северо-восточном участке ЦКАД (3-я секция) уже установлены рамки для free-flow с камерами, считывающими номера машин, лазерными датчиками для определения габаритов машин и другое оборудование. График запуска участков ЦКАД закреплен распоряжением правительства, власти заявляли, что собираются открыть ЦКАД-3 в октябре 2020 года. В мае 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин говорил: «Сроки уже переносились не один раз, поэтому больше допустить срывов мы не можем». В июне он же обещал запустить 75% кольцевой дороги до конца года.

При этом поправки к КоАП со штрафами за безбилетный проезд (внесены в парламент в конце 2019 года) даже не рассматривались в первом чтении. Законопроект уже поддержали в администрации президента, скоро их «возьмет в работу» профильный комитет, говорит знакомый с ситуацией источник «Ъ» в парламенте. «У Госдумы в целом и у комитета есть свой график работы, сейчас приоритетным является все, что реализует поправки к Конституции», — заявил «Ъ» первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Также необходимы изменения в Бюджетный кодекс: проект внесен в 2019 году, но опять-таки не рассматривался. Проект правил взимания платы от Минтранса, в свою очередь, проходит общественное обсуждение — процедура заканчивается 5 октября.

Иван Буранов

P.S. Напоминаем, что ездить за рулем без полиса ОСАГО нельзя. Иначе — штраф. Еще недавно с покупкой ОСАГО в регионах были проблемы. По счастью, сейчас можно купить электронный полис. Есть удобные сервисы, которые позволяют купить ОСАГО с максимальной скидкой — порой можно сэкономить больше 900 рублей.

Во время загрузки произошла ошибка.
Подпишитесь на нас