Пандемия коронавируса затормозила всё происходящее в мире, включая и автоспорт — отменялись этапы, перекраивались календари, а в какой-то момент казалось, что гонки в этом году вообще не состоятся. И тут раздаётся звонок, будто гром посреди ясного неба: «Есть лицензия? В Смоленске поедешь?» Так я вновь оказался за рулём гоночной «Гранты» команды Lada Sport Rosneft!
Что это за история?
В прошлом году Lada Sport Rosneft устроила интересную программу для представителей автомобильной прессы: вместе с заводскими гонщиками в классе S1600 — Михаилом Митяевым и Владимиром Шешениным — за рулём третьей машины стартовали журналисты (по одному на каждый этап). Кто-то это делал успешнее других, у кого-то не получалось вообще ничего, но факт остаётся фактом — нам дали понюхать настоящего боевого «пороха» в рамках Кубка России по кольцевым гонкам.
Тогда мне выпал этап на трассе Moscow Raceway, которую я неплохо знаю по соревнованиям в тайматаке, но одно дело просто ехать круг на время, а совсем другое — бороться с соперниками, где никто второго шанса не даст: чуть зазевался — и тебя «сожрали». Так что первая гонка не заладилась вообще, а вот в следующем заезде я смог прорваться с 14-го на 7-е место, а до 6-го оставалось меньше секунды. И после финиша я подумал: «Эх, вот бы проехать ещё этап, только начал понимать, что делать!»
Мечты сбываются? Lada Sport продлила программу ещё на сезон, а я должен был поехать в РСКГ в мае на «формульной» трассе «Сочи Автодром». Но по понятным обстоятельствам этап был отменён, а календарь подвис на неопределённый срок. Поэтому я ни секунды не думал, когда поступило долгожданное предложение выйти на старт. И пусть не Сочи, а Смоленск — главное, что мне не терпелось понять, научился ли я чему-то в прошлогодних гонках!
Регламент тоже поменялся
Весь сезон 2019 года в РСКГ соперники вставляли палки в колёса жёлто-чёрным «Ладам» в классе S1600, но опытный Михаил Митяев всё же смог одержать победу в Кубке России, после чего было принято решение «не обижать детей» — Митяев ушёл на повышение в верхний класс «Туринг» к Кириллу Ладыгину, а его экс-напарник Владимир Шешенин стал лидером команды Lada Sport Rosneft, вновь представленной и в «Туринг-Лайте» (подробнее о кадровых перестановках читайте по ссылке).
Так что в классе S1600 оставили только одну машину, на которой и предстояло гонять журналистам. От прошлогодней она отличается новым приборным щитком фирмы AIM — он стал цветным и более информативным. А ещё всем ограничили обороты коленвала на уровне 8 тысяч в минуту, чтобы сделать борьбу в S1600 плотнее и снизить затраты участников.
И это сработало! Если в прошлом году на Moscow Raceway заявилось 15 машин в классе S1600, то на Смоленское кольцо приехало уже 19 участников. При этом состав оказался достаточно сильным — да, прибавилось новичков, но остались и опытные бойцы, вкатанные в почти 150-сильные переднеприводные автомобили на шинах Yokohama Advan A048.
Был и другой нюанс — в 2019-м с нами возились Митяев и Шешенин, которые делились опытом и помогали в ходе тестов и тренировок. Сейчас они занимались уже своими задачами, поэтому команда выделила отдельного тренера! Им стал Всеволод Гаген, быстрый картингист, выпускник МАДИ (хотя сам из Санкт-Петербурга) и гонщик, который хорошо знает «Калину» класса «Национальный» — по сути, это та же машина, что и Granta S1600.
Сева сразу проехал референсный круг на тестах, чтобы я понимал, на какое время ориентироваться, а главной проблемой для меня оказались... тормоза. На Moscow Raceway я ехал с работающим вакуумным усилителем из-за травмы голеностопа, а тут уже пришлось тормозить «по-взрослому». С высоким давлением на педаль я в целом-то разобрался, но регулярно промахивался и даже вылетал в первом и втором поворотах — а на Смоленском кольце торможения перед ними особенно критичны. Один раз я чуть не «убрал» подобным образом кого-то из соперников, пришлось проскакивать между ним и бетонным отбойником.
Вскоре я адаптировался, но, как говорится, «осадок остался», я держал в уме возможные ситуации. Была и ещё одна странная история, связанная с шинным регламентом. В прошлом году на уик-энд выдавали шесть новых опечатанных покрышек. Но в тренировках можно было ездить на любых шинах, хоть с прошлого этапа. А в Смоленске выяснилось, что нужно проехать минимум три зачётных круга на «гоночном» комплекте.
Разумеется, большинство предпочло проехать медленно три круга, чтобы не убивать шины, на которых предстояло ехать ещё квалификацию и две гонки, поэтому тренировка превратилась в фарс (забегая вперёд, со следующего этапа это правило снова отменили). И со мной это сыграло злую шутку — я аккумулировал все советы, но проверять их на практике пришлось уже в квалификации. Небольшая ошибка в последнем повороте привела к потере 0,3 секунды — и оказался я 10-м вместо возможного 8-го места.
Гонки — новые, ошибки — прежние
Cтарт первой гонки даётся с хода и у меня снова получилось нормально среагировать, но дальше я совершил самую глупую ошибку, которую только можно — вместо того, чтобы нырнуть внутрь, я остался на внешнем радиусе, опасаясь, что меня выбьют в первом повороте. Выбить не выбили, но в результате отпихнули за пределы трассы. И дальше всё ровно по той же схеме, как в прошлом году на Moscow Raceway — я надолго застрял за более медленными машинами, а обогнать всё никак не удавалось.
За несколько кругов до финиша пошёл дождь, я обогнал Дмитрия Дударева и устремился в погоню, но на трассу выехала машина безопасности (Станислав Новиков слишком оптимистично атаковал Петра Плотникова, в результате чего Volkswagen под номером «55» завяз в гравии в опасном месте), а затем вывесили красный флаг. После штрафа, наложенного на Новикова, я оказался 8-м в итоговом протоколе.
Стартовая решётка второй гонки формируется по реверсивной схеме, а количество машин определяется жребием. И надо же было случиться, что вытянули именно восьмёрку! В нормальных условиях это означало бы, что я стартовал бы с поул-позиции, но из-за максимально уплотнённых гонок «переворачивалась» первая восьмёрка не по итогам гонки, а по итогам квалификации. В тот момент я как-то не слишком расстроился, а вот после второго заезда готов был казнить сам себя за ту ошибку в квалификации.
Всё потому, что уже через несколько поворотов после старта (во второй гонке он проходит с места) я вышел на... пятое место! Вот что значит выбрать правильную позицию на каждом из торможений! Сева говорит по радио: «Ты пятый, ты пятый, дальше давай в своём темпе» А я вижу перед собой чёрный Hyundai Solaris Бориса Шульмейстера, от которого не только не отстаю, но и потихоньку приближаюсь.
Неужели удастся зацепиться за заветную тройку? Только я успел помечтать, как «мазанул» в одном из поворотов — видимо, в погоне чуть перегрел шины, ко мне снова подъехал Новиков, я буквально на мгновение отвлёкся на зеркало перед самым жёстким торможением и... снова вылетел после стартового прямика!
«Ну всё, теперь пробуй обгонять заново», — слышу в наушниках грустный голос Гагена. Вернулся в свой темп, остудил шины и... действительно начал нагонять! В красивой и честной борьбе прошёл Игоря Львова, а за 2 последних круга отыграл у Новикова 4 секунды, но до решающей атаки не хватило нескольких сотен метров — я лучше вышел из финального поворота, выскочил из-за его машины и на финише мне не хватило всего 0.130! Эх, так и остался седьмым, как и в прошлом году на Moscow Raceway. Жаль, из-за совместного старта с «Туринг-Лайтом» наш S1600 почти не показывали в трансляции, но этот момент буквально под клетчатым флагом всё же в неё попал!
А если бы стартовал первым, то вполне мог побороться и за подиум — быстрые корейские хэтчбеки Kia и Hyundai Василия Кораблёва и Руслана Нафикова я, конечно, не удержал бы, но за третье место бился бы до конца. И снова это ощущение, когда только понял, как надо было тормозить, как атаковать — при недостатке гоночного опыта критичен каждый старт. И, в отличие от того же тайматака, тут не будет следующего круга или сессии, чтобы исправить ошибки. За них сразу же наказывают соперники. А ещё очень досадно было узнать, что камера в машине не записала видео второй гонки, которая почти целиком прошла в плотной и напряжённой борьбе! Ну как же так?
Более опытному в этих делах Владимиру Мельникову из «Авторевю» (за его плечами — успешные выступления в Lada Granta Cup и «Туринг-Лайте») довелось проехать на следующем этапе на новейшем автодроме «Игора Драйв» в Ленинградской области — удачная дождевая квалификация (4 место на старте!) и хорошая скорость наконец-то привели к третьей ступеньке подиума во второй гонке. Впервые за всё время, что Lada Sport Rosneft приглашает журналистов!
Комментаторы РСКГ в ходе трансляций уже озвучили мысль — почему бы «Ладе» не сделать чисто журналистский состав в классе S1600 из меня и Владимира? Наш суммарный результат за два этапа — это уже четвёртое место в личном зачёте, а в командном мы точно боролись бы за попадание в топ-3. А что, хорошая идея!