26 июля 2020 09:00, Статьи, Лайфстайл

Самые известные автомобили отечественного кино

В истории советского и российского кинематографа было множество примеров, когда автомобили прочно ассоциировались с тем или иным фильмом. Мы выбрали восемь таких машин
1/16

«Берегись автомобиля», 1966 год — ГАЗ-21

ГАЗ-21 — главный автомобиль советского кинематографа шестидесятых годов и второй главный герой лирической трагикомедии Эльдара Рязанова.

«Детектив без погони — это как жизнь без любви». В фильме на этой «Волге» выполняли сложные трюки — седан прыгал по ямам, лавируя между деревьями, проезжал сквозь лесовоз и даже на полном ходу забирался на полуприцеп. А в одной из сцен продемонстрировал мощность 2,5-литрового и 75-сильного мотора, вскарабкавшись на горку задним ходом. Правда, внимательный зритель мог заметить тонкий трос, которым отбуксировали машину.

Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля»

2/16

Иннокентий Смоктуновский, сыгравший «честного вора» Юрия Деточкина, специально для участия в съемках получил водительские права. А после приобрел себе «двадцать первую» — уж очень сильно полюбил эту машину.

Оригинальный ГАЗ-21 из «Берегись автомобиля», выпущенный в 1964 году, стоит в музее ретроавтомобилей «Мосфильма» и иногда используется в съемках. За свою кинокарьеру он успел сыграть еще в нескольких картинах. В их числе «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука», «Яды, или Всемирная история отравлений» и «Оттепель».

Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля»

3/16

«Ночной дозор», 2004 год — ЗИЛ-130

Звездой первого российского блокбастера стал желтый ЗИЛ-130 аварийной службы «Горсвет», который водят герои Константина Хабенского и Алексея Маклакова. На нем маги «Ночного дозора» гоняют по Москве в поисках оступившихся вампиров «Дневного дозора».

На первый взгляд, этот грузовик ничем не отличается от любого другого, которые и по сей день можно встретить на дорогах России — в качестве машины газовой и других служб (к задней стенке кабины даже ковер прицеплен).

Фото: кадр из фильма «Дневной дозор»

4/16

Однако ЗИЛ «Горсвета» — магический. И способен на многое. Он может разгоняться до безумных скоростей (не без помощи закиси азота), маневрировать как спорткар, оставаться на ходу после лобового столкновения с многотонным грузовиком MAN или даже после полного переворота и жесткого приземления — в фильме в такой полет героев отправил Завулон.

Эту сцену называют одной из самых ярких в «Ночном дозоре». По признанию писателя Сергея Лукьяненко, он придумал ее «для смеха» — чтобы пораньше завести злодея в кадр и проверить специалистов по спецэффектам.

Фото: кадр из фильма «Ночной дозор»

5/16

«Бумер», 2003 год —  BMW 750IL

BMW 7 серии в кузове Е38 водил и Джеймс Бонд в «Завтра не умрет никогда», и герой Джейсона Стейтема в «Перевозчике». Однако в сердцах российских зрителей эта машина (и даже баварская марка) закрепилась в качестве «бандитской» и «пацанской» благодаря драме Петра Буслова.

Фото: кадр из фильма «Бумер»

6/16

«И машина у вас страшная, катафалка какая-то». Черная «бэха семерка» стала символом начала нулевых в стране, только начинающей оправляться от девяностых. Этой машине посвящали песни, а практически в каждом мобильном телефоне стоял узнаваемый рингтон.

В фильме использовался вариант BMW 750IL 1995 года выпуска с удлиненной на 140 мм колесной базой и большим 5,4-литровым мотором V12 на 326 л.с. На съемках автомобиль разбили — да так, что пришлось воспользоваться дублером в виде BMW 740i. Впоследствии ее приобрел актер Максим Коновалов (сыгравший Килу), с тех пор автомобиль сменил еще несколько владельцев.

Фото: кадр из фильма «Бумер»

7/16

«Черная Молния», 2009 год — ГАЗ-21

В 21 веке «двадцать первая» вернулась на экраны в супергеройском блокбастере Тимура Бекмамбетова. У этой «Волги» были сверхспособности — оснащенный ракетными двигателями автомобиль умел летать. Чем и пользовался главный герой картины, московский студент, развозящий на ней цветы и облетая столичные пробки.

Фото: кадр из фильма «Черная Молния»

8/16

«Черная молния», которая принимала участие в съемках, была выпущена в 1970 году и принадлежала самому Бекмамбетову. Спустя почти 50 лет автомобиль был в исправном состоянии, но режиссер решили ее продать за 600 тысяч рублей. И не просто случайному покупателю, а «настоящему ценителю».

«Ее покупали для съемок, была белого цвета, быстренько перекрасили в черный. Но внутренность (двигатель, детали) совсем не меняли, там даже в салоне такой специфический старинный запах. Хозяин не хочет, чтобы ее модернизировали, меняли двигатель, использовали для ретро-гонок», — рассказывали представители режиссера «Московскому комсомольцу».

Фото: кадр из фильма «Черная Молния»

9/16

«Операция «Ы», 1965 год — СМЗ С-3А

Двухместная мотоколяска СМЗ С-3А выпускалась Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы. В ней стоял мотоциклетный мотор Иж-49 мощностью 8 л.с. Всего было выпущено около двух сотен тысяч таких автомобилей.

Эта «инвалидка» приобрела народную известность и прозвище «Моргуновка» благодаря «Операции «Ы» Леонида Гайдая. В картине мотоколяской управлял персонаж Евгения Моргунова — Бывалый.

С-3А — базовая модификация модели (на ее основе были построены еще три модернизированных варианта). Автомобиль весил 425 кг. Это достаточно много для мотоколяски, но ее вполне по силам было повернуть вручную — что и делала известная троица, которая ездила на автомобиле зимой.

10/16

«Моргуновка» стала самой популярной советской мотоколяской, однако многие критиковали ее за большой вес, маленький размер, низкую максимальную скорость (60 км/ч) и небольшие колеса.

Тем не менее, сейчас отреставрированные СМЗ С-3А стоят весьма дорого. Например, осенью 2019 года бывший глава Салехарда выставил такую машину на продажу за 1,5 миллиона рублей. По легенде, именно она и участвовала в съемках советской комедии.

Фото: кадр из фильма «Операция «Ы»

11/16

«Золотой теленок», 1968 год — «Антилопа-Гну»

«Он купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея. С машиной пришлось долго возиться... Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это “лорен-дитрих”».

Правда, купленный за 190 рублей экземпляр — это, судя по всему, никакой не Lorraine-Dietrich, хоть на радиаторе и висел значок просуществовавшей 30 лет французской автомарки. Как утверждал дизайнер и автоисторик Юрий Долматовский, «Антилопа-Гну» это, скорее, построенный не позже 1908 года Fiat.

Фото: кадр из фильма «Золотой теленок»

12/16

В двухсерийном фильме 1968 года (с Сергеем Юрским и Леонидом Куравлевым) тоже обошлось без «лорена-дитриха». Специально для съемок автомобиль с нуля построила команда инженера Льва Шугурова.

Как однажды Шугуров рассказывал в эфире на «Эхо Москвы», чертежи машины были созданы за два месяца. От «УАЗ-452» взяли раму с осями и подвеской, а также двигатель, рулевой механизм и коробку передач. А от «ГАЗ-21» — задний мост. Руль переставили на правую сторону — и из-за таких переделок, по словам инженера, машина осталась без ручного тормоза.

«Машина снималась в этом фильме, радиатор у нее был, естественно, как “Лорен-Дитрих”, точная копия, хотя все остальное напоминало черт знает что, помесь мотоцикла со швейной машинкой», — так описал ее создатель.

Фото: кадр из фильма «Золотой теленок»

13/16

«Бриллиантовая рука», 1968 год — «Москвич-408И»

В одном из самых популярных в истории советского кинематографа фильмов, снятых Гайдаем, был столь же известный автомобиль. Он появился в самом конце ленты, но сыграл довольно важную роль в сюжете картины. «На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину “Москвич”! Новая модель!»

Это «Москвич-408», который в 1964 году пришел на смену моделям 407 и 403 (хотя последняя еще несколько лет выпускалась параллельно новинке). Уже в 1966 году выпустили стотысячный 408-й, получивший экспортную модификацию 408Э (модель была довольно известна за пределами СССР).

Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

14/16

Именно в экспортном варианте «Москвич» и попал в «Бриллиантовую руку». Правда, в фильме прикрепленным к вертолету на тросе болтался вишневый «Москвич-408И». Эта модификация отличалась четырехфарной решеткой радиатора (по некоторым данным, она еще и была несколько мощнее — 55-60 л.с., — чем вариант для внутреннего рынка).

На экспорт такие автомобили уходили в Бельгию, Нидерланды, Францию, Финляндию, Великобританию, Скандинавские и другие страны.

В 1967 году началось производство более совершенного «Москвич-412». Настоящим преемником 408-го считается «Москвич-2138», чье производство началось девять лет спустя.

Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

15/16

«Кавказская пленница», 1967 год — Adler Trumpf

Adler Trumpf стал одним из первых серийных переднеприводных автомобилей. Он оснащался 1,5-литровым мотором на 32 л.с. и мог разгоняться до 95 км/ч. Trumpf производили в Германии с 1932 по 1939 год.

Модель получилась весьма популярной — например, уменьшенная и удешевленная версия Junior продалась немногим более 100 тыс. автомобилей. Стандартный вариант с мягкой крышей принадлежал Юрию Никулину (хотя некоторые ошибочно полагают, что это был именно крохотный Junior, в котором якобы могли уместиться три человека).

Как именно автомобиль 1935 года выпуска попал к актеру, точно неизвестно, однако именно на этой машине (с прикрепленной статуэткой оленя от «Волги» на капоте) ездили Трус, Балбес и Бывалый в «Кавказской пленнице». Автомобиль получил и другие детали советского автопрома — мотор, коробку передач и задний мост от «Москвича-401».

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница»

16/16

После съемок Никулин приобрел новый автомобиль, а Trumpf, как поговаривают, остался ржаветь в цирковом гараже, но потом использовался при создании памятника.

Сейчас автомобиль может увидеть любой желающий в нескольких шагах от входа на станцию московского метро «Цветной бульвар», где установлен памятник Никулину, который опирается на подножку «Адлера». Машину, которая использовалась в съемках, сын актера Максим Никулин передал в Ломаковский музей, где ее отреставрировали. Правда, фотографий восстановленного автомобиля найти не удалось. На сайте музея сказано, что автомобиль «хранится в запасниках».

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
1
Вячеслав
ЗИС-8 из к/ф "Место встречи изменить нельзья" очень запоминается. Ещё короткий эпизод в к/ф "Кавказская пленница", а запомнил этот автобус "Старт" на всю жизнь.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru