На что на самом деле способен новый Defender?

Ответы на все вопросы о внедорожнике мы получили в суровой Намибии

глава 1
Экспедиция
Колонна новых «Дефов» уткнулась в бурный бурый поток: ещё позавчера здесь было русло пересохшей реки, а сегодня мы мотаем трос лебёдки вокруг руководителя экспедиции — Дугласа. Правда, так его зовёт только мама, а в рации он откликается на задорное «Даги-Даги». И внезапное препятствие на маршруте в планах опытного британца не значилось. Ведь река наводняется всего четыре раза в году, и попадание на такое событие соответствует вероятности чуть больше одного процента!
Глубина брода, который может осилить новый Defender, составляет 0,9 метра. Рост Даги — метр семьдесят пять. Щупая дно ногами, местами он проваливается в воду почти по грудь. Но машины оснащены шноркелями — «трубка» для ныряния, как и лебёдка, доступна в числе заводских опций. Поэтому наша проблема не в глубине погружения, а в скорости потока воды — внедорожник может просто унести быстрым течением. Но азарт и знание возможностей «Дефа» заставляют нашего босса проехать брод вдоль и поперёк, макая внедорожник в воду аж по самые стёкла.
Колонна новых «Дефов» уткнулась в бурный бурый поток: ещё позавчера здесь было русло пересохшей реки, а сегодня мы мотаем трос лебёдки вокруг руководителя экспедиции — Дугласа. Правда, так его зовёт только мама, а в рации он откликается на задорное «Даги-Даги». И внезапное препятствие на маршруте в планах опытного британца не значилось. Ведь река наводняется всего четыре раза в году, и попадание на такое событие соответствует вероятности чуть больше одного процента!

Глубина брода, который может осилить новый Defender, составляет 0,9 метра. Рост Даги — метр семьдесят пять. Щупая дно ногами, местами он проваливается в воду почти по грудь. Но машины оснащены шноркелями — «трубка» для ныряния, как и лебёдка, доступна в числе заводских опций. Поэтому наша проблема не в глубине погружения, а в скорости потока воды — внедорожник может просто унести быстрым течением. Но азарт и знание возможностей «Дефа» заставляют нашего босса проехать брод вдоль и поперёк, макая внедорожник в воду аж по самые стёкла.
Наконец траектория найдена, и группа готовится штурмовать переправу в полном составе. Но по спутниковому телефону приходит депеша, что следующий брод, без которого нам нет дороги на базу, ещё шире и глубже. Хотя если быть точным, то дорог тут нет в принципе — есть лишь бесконечное ничего. В прериях и песках самого дикого намибийского региона Каоколенд лишь изредка встречаются проторенные потасканными пикапами направления. Но если не ездить по ним день-два, то и те заметает песчаными вьюгами.
~
За весь 800-километровый маршрут по северной Намибии в районе границы с Анголой мы видели асфальт лишь единожды — на протяжении 4 километров. И эти 4000 метров есть полная длина того восхитительного серпантина.
~
Вечереет, и выбор у нас непростой — либо больше сотни километров в объезд горной гряды по грунтовым дорогам, либо километров 20 по курумнику у подножия гор. В рации звучит команда поднять подвески в верхнее положение (максимальный клиренс — 291 мм) и ползти по косогорам вслед за машиной-лидером. Без штурмана тут никуда — на километры вокруг всё усыпано скатившимися к подножию скал острыми осколками породы, а разломы в рельефе задают сложную траекторию перемещения с серьёзными кренами и дифферентами.
Вечереет, и выбор у нас непростой — либо больше сотни километров в объезд горной гряды по грунтовым дорогам, либо километров 20 по курумнику у подножия гор. В рации звучит команда поднять подвески в верхнее положение (максимальный клиренс — 291 мм) и ползти по косогорам вслед за машиной-лидером. Без штурмана тут никуда — на километры вокруг всё усыпано скатившимися к подножию скал острыми осколками породы, а разломы в рельефе задают сложную траекторию перемещения с серьёзными кренами и дифферентами.
~
С этого момента названный экспедицией пресс-тур становится экспедицией настоящей. Цель — проехать там, где никогда ничего прежде не ездило, и добраться до приюта хотя бы не глубоко заполночь.
~
Неутомимый Даги снова проходит пешком траверс за траверсом, а его Дефендером управляет хрупкая Джес. Всю первую половину экспедиции девушка разливала кофе из термосов во время привалов. Но когда началось «рубилово», я, к своему изумлению, увидел ее на водительском кресле лихо взмывающего в сыпучий подъём внедорожника. Позже героиня признается, что она за рулём отцовских «Ленд Роверов» с 15 лет, и уже давно совмещает работу в пиаре компании с инструкторской практикой в приключенческом проекте Land Rover Experience.
Ползя на понижайке по подолу горной гряды, мы встречаем настоящий марсианский закат. За спинами разгорается холодно-розовое зарево, и я нарушаю приказ не останавливаться, чтобы запечатлеть неземную картинку. Позже гнев Даги сменится на милость, когда он попросит меня переслать ему этот кадр. Вскоре автомобили едут уже в кромешной мгле, и здесь очень кстати оказывается мощный матричный головной свет.
В какой-то момент происходящее превращается в сюр: мы вышли в очередное сухое русло, вокруг полная дезориентация, по бокам маячит высокий кустарник. Параллельно колонне в чаще замелькали два призрака: пятиметровый жираф с детёнышем грациозно скачут к ночёвке, заставляя нас чувствовать себя чужаками-вторженцами. В таких условиях я бы ни за что не запечатлел эту сцену на камеру телефона, если бы не потрясающе энергоёмкая подвеска «Дефендера» — мой коллега вёл его, уже не разбирая дороги во тьме.
Ползя на понижайке по подолу горной гряды, мы встречаем настоящий марсианский закат. За спинами разгорается холодно-розовое зарево, и я нарушаю приказ не останавливаться, чтобы запечатлеть неземную картинку. Позже гнев Даги сменится на милость, когда он попросит меня переслать ему этот кадр. Вскоре автомобили едут уже в кромешной мгле, и здесь очень кстати оказывается мощный матричный головной свет.
В какой-то момент происходящее превращается в сюр: мы вышли в очередное сухое русло, вокруг полная дезориентация, по бокам маячит высокий кустарник. Параллельно колонне в чаще замелькали два призрака: пятиметровый жираф с детёнышем грациозно скачут к ночёвке, заставляя нас чувствовать себя чужаками-вторженцами. В таких условиях я бы ни за что не запечатлел эту сцену на камеру телефона, если бы не потрясающе энергоёмкая подвеска «Дефендера» — мой коллега вёл его, уже не разбирая дороги во тьме.
В лагере вся команда высыпала из машин и бросилась обниматься и давать друг другу звонкое «пять». В последние пару часов все эти люди открылись по-новому: шотландец Гэвин (позывные «Гав-Гав»), представленный нам врачом, оказался первоклассным офроуд-штурманом; топ-менеджер и глава пиара Land Rover Ричард Агнью внезапно обернулся из белого воротничка в увлечённого фаната внедорожной езды Рича. Вместе с инструкторами он профессионально помогал конвою на сложной местности, беря на себя большую ответственность. Люди справились, сдюжили и машины.

глава 2
Починить хайтек хайджеком
И одна из них (не)добрую половину пути отличалась от прочих. С самого утра её вёл журналист из Испании, которого накануне укусила муха цеце (та самая), из-за чего он был подавленным и рассеянным. Такое состояние — худший спутник в условиях нашего трипа. Ведь раллист Даги во главе колонны задавал такой темп, что моргнуть было некогда! Местами скорость на песке приближалась к дакаровской — я видел на спидометре цифры 140. И у «Дефендера» очень мудрая система стабилизации, которая позволяет ехать в небольших скольжениях, но вовремя пресекает фатальные глупости вроде раскачки в колее и внезапного выпадения из неё. Но вот глаза электроника не заменяет.
Первый наезд на булыжник закончился для того экипажа замятым штампованным диском и разорванной шиной. Жесточайший контакт со следующим валуном принёс новости поинтереснее: у «Дефа» под управлением испанца вывернуло наружу заднее колесо, потому что в подвеске лопнуло крепление кулака. С таким повреждением продолжать путь нереально даже по ровной дороге. А впереди у нас была река, курумник и все вышеописанные приключения. С машиной остались озадаченные техники и инструкторы, а поредевший конвой двинулся дальше, к тому самому броду.
И пока решали, что делать с внезапной преградой, эти ребята умудрились всё починить! Отпилив кусок рейки домкрата-«хайджека» и рассверлив отверстия в ней, с помощью получившейся детали техники вновь собрали заднюю многорычажку в единое целое! И в таком виде раненая машина воссоединилась с колонной и прошла все тяготы остатка дня. Сломать можно всё что угодно — и мост, и раму, и даже пушечное ядро при желании. Все остальные машины преодолели 4000 км офроуда без проблем — потому что одарённый испанец не мог вести их все одновременно.
И пока решали, что делать с внезапной преградой, эти ребята умудрились всё починить! Отпилив кусок рейки домкрата-«хайджека» и рассверлив отверстия в ней, с помощью получившейся детали техники вновь собрали заднюю многорычажку в единое целое! И в таком виде раненая машина воссоединилась с колонной и прошла все тяготы остатка дня. Сломать можно всё что угодно — и мост, и раму, и даже пушечное ядро при желании. Все остальные машины преодолели 4000 км офроуда без проблем — потому что одарённый испанец не мог вести их все одновременно.

глава 3
Переселение душ
Это повреждение лишь подтверждает ремонтопригодность, а не говорит об уязвимости больше не рамного и теперь не «мостового» Дефендера. А ведь это главные изменения, которые больше всего беспокоят фанатов модели. И, кажется, настал момент обсудить главное — что это за машина и кому она предназначена. Теоретически в Land Rover могли бы сделать реинкарнацию старой модели и не заморачиваться со сверхжёстким несущим кузовом, навороченной электроникой, независимыми подвесками и мощными пневмостойками. Но такую машину никто бы уже не купил. Поэтому сделали более современную и универсальную конструкцию, в которую бережно перенесли приключенческий дух и офроуд-возможности прежнего «Дэфа».
~
Это не компания убила концепцию «рама и мосты». Это сделали мы с вами: кондовый очаровательный вездеход нравился многим, но в последние годы мало кто был готов его покупать. За последние годы продажи в мире упали с десятков тысяч до нескольких тысяч в год.
~
Главный инженер проекта Стюарт Фрит рассказал, что когда он во время доводочных работ ездил на предсерийных прототипах, его постоянно спрашивали о машине владельцы «Диско 4». Им не нравился сменивший «ориентацию» свежий Discovery 5, а требовалась машина, похожая на классический «Диско». В эту нишу и целится новый Defender. Конечно, фермеры, которым нужна лишь рабочая лошадь, не станут покупать новый «Дэф». Но расширится аудитория намного сильнее, чем сузится.
Потому что новый Defender — больше, чем просто автомобиль. Он настоящий бро, так и подзуживающий отправиться к чёрту на рога и сделать фото на краю света. Это эмоциональная и душевная машина, толкающая на открытия, приключения, познание и расширение границ. Даже самого унылого зануду, случайно оказавшегося владельцем, Defender рано или поздно расшевелит попробовать свои возможности. Я имею в виду обоих: и водителя, и автомобиль.

глава 4
Икона брутального стиля
Как любая реинкарнация долгожителя, Defender весь соткан из дизайн-отсылок к облику славного предка. Преемственность силуэта задаёт закруглённая ступенька плечевой линии и клиновидная «надстройка» колпака крыши с «альпийскими» окнами в задней части. Поэтому профиль узнаётся безошибочно, несмотря на гораздо больший наклон лобового стекла. Капот теперь накрывает «морду» почти по всей площади, но ради стиля на нём сделали рифлёные накладки, которые можно часто встретить на крыльях старых «Дефендеров». Теперь они не утилитарны, но если кто-то додумается встать туда ногами, то капот выдержит.
Эти же накладки защищают кузов от повреждения внедорожной экипировкой и инструментом, когда надо временно что-то положить на машину. А в комплект к ним можно заказать чёрный винил на капот. Ещё одна ретро-деталь — разнесённые блоки диодной оптики сзади, взаимное расположение которых особенно ностальгически выглядит в темноте. А спереди фары утоплены в прямоугольные маски, но не забраны обтекателем. Это ухудшает практичность и аэродинамику, но добавляет агрессии и ретро-стиля. Аналогичным приёмом воспользовались, например, дизайнеры Alfa Romeo 159.
А ещё это, наверное, самый дорогой современный автомобиль, который можно купить со стальными колёсными дисками. Штамповки, выкрашенные исключительно в белый цвет, оставили в основном как дань стилю — выглядят такая машина брутальнее, чем с литыми. Чтобы защитить от коррозии, их оцинковали и добавили дополнительные слои ЛКП. Правда, такие диски можно заказать только на дизель, так, у бензиновой версии (400 сил) для них слишком крупные тормоза.


глава 5

Самый социальный салон

А вот внутри отсылка к пращуру лишь одна. Но какая! Можно заказать не только 5- или 7-местный салон, но и двухрядную шестиместную конфигурацию с тремя креслами спереди! Ведь именно трёхместной была схема салона прототипа (в серию решение не пошло) Land Rover Series I 1947 года. Только там центральное место занимал водитель, что позволяло удешевить производство (не надо делать отдельно праворульную и леворульную версии) и обеспечить привычным к тракторам фермерам выход на обе стороны. Помимо ностальгических соображений, у разработчиков нового «Дэфа» были свои резоны установить спереди третье кресло.
В конфигураторе превращающийся в сиденье путём откидывания назад подлокотник обозначен как Jump Seat, а неофициально разработчики зовут его Social Seat. Наш экипаж из трёх человек занял все места спереди сначала из эксперимента, а потом нам просто понравилось! Не нужно выбирать, кто будет сидеть сзади и окажется менее вовлечённым в события. На социальной сидушке лучше обзор и теснее контакт с попутчиками — не нужно прислушиваться с заднего ряда и всматриваться оттуда в дорогу. Такая рассадка раз и навсегда положит конец спорам подростков о том, кто поедет спереди с папой!
Правда, маленького ребёнка по центру не расположишь — там нет креплений для детского кресла, лишь трёхточечный взрослый ремень. Зато туда может переместиться ваша жена, пристегнув малыша в левое кресло — и тогда семья из трёх человек будет путешествовать спереди вместе. А если вы отправились в путь вдвоём с прекрасной спутницей и соскучились по ней прямо в дороге, то с помощью центрального кресла она всегда сможет быть так близко, как вы этого захотите.
~
«Капитанское» центральное кресло спереди вполне подходит человеку среднего роста даже на средние расстояния — я лично без насилия над собой провёл там полдня в дороге. Все шестиместные версии оснащены опциональным цифровым зеркалом заднего вида. Качество видеопотока, неуязвимость для грязи расположенной в заднем плавнике камеры, ракурс и контрастность картинки относят эту опцию к категории «маст хэв» в любой комплектации.
~
Презрев безопасность, вы можете расположить там любимого пса и гладить его за рулём, а также менять водителей прямо на ходу. Крутые идеи — дурные и не очень — приходят в голову прямо в процессе! А самая банальная — увеличение вместимости салона до 6 человек, причём ехать так можно достаточно долго. Кресло поднято выше двух основных и сдвинуто чуть назад, поэтому конфликта на уровне плеч-локтей не происходит. Единственная серьёзная проблема возникает на бездорожье — держаться руками там не за что, а боковой поддержкой выступают попутчики. Поэтому даже здорово, если они будут комплекции поплотнее.

глава 6

Ностальгия осталась снаружи

В отличие от ностальгического экстерьера, интерьер здесь — чистый хай-тек. Передняя панель собрана на крашеной «порошком» магниевой раме, изрядная часть которой выставлена напоказ. Эта деталь служит элементом жёсткости кузова и простирается внутри от борта до борта. Аналогично выполнен руль: его ступица лишь точечно прикрыта пластиком, и даже просто глядя на скелет из магния, невольно внушаешь себе мысль о лёгкости и прочности всей конструкции. Если приглядеться, то пассажиров со всех сторон окружают монолитные поручни, которые в силу нацеленности этой машины на приключения пригождаются чаще, чем стеклоподъёмники.
Интерьерщики здорово проработали материалы — пенополиуретан и текстиль в недорогих исполнениях салона выглядят не хуже (и даже уместнее) кожи и очень практичны. Качественного пластика относительно много, но в абсолютных величинах таких «неблагородных» поверхностей минимум. Всё дело в конструкции интерьера — посмотрите на фотографии и всё поймёте. Особый брутальный шик придают тонкие дверные карты с обнажённым металлом и головками торкс-болтов.
Хороши оба дисплея — информативная приборка нарисована в классическом стиле, а мультимедийка не торчит над панелью, как сейчас у 9 из 10 новых машин. Defender стал первой моделью, где установили похожую интерфейсом на Android информационно-развлекательную систему Pivi Pro. Признаться, в таком путешествии некогда и незачем было ей пользоваться, поэтому традиционно уязвимое у мультимедиек «Ленд Роверов» — стабильность — мы толком и не проверили. Но интерфейс и функциональность произвели приятное впечатление: всё красиво, понятно и работает быстро.
А вот блок клавиш и крутилок со встроенными дисплеями на консоли чуть ниже требует привыкания — различный функционал распределён по кучно сгруппированным однотипным клавишам, а вращающиеся ручки регулируют то одно, то другое, в зависимости от нажатой предварительно кнопки. Сложно! Мы даже несколько раз предпочитали дождаться конца сложного участка и только потом спокойно перенастроить климат. Или вместо профильной крутилки обращались к меню на дисплее, где дублируются настройки системы Terrain Response 2.
Если первое впечатление салон производит технологичностью, то второе, что отмечаешь особо, — простор. Здесь много места и по ширине, и по высоте, и сзади в ногах, где ещё и практически ровный пол. Чувство воздушности в интерьере усиливается за счёт огромного количества ниш для вещей (только подстаканников спереди хочется больше) в самых разных местах салона, а также обильного остекления, включая ностальгические «альпийские» окошки по краям потолка сзади.
~
Для ночёвки задняя часть салона трансформируется в площадку с ровным полом, и лишь сложенная подушка дивана образует небольшую ступеньку. Но и та исчезнет, если использовать матрас и подушки. Люди среднего роста могут спать вытянувшись, а рослым придётся немного поджать ноги.
~

глава 7

Самый проходимый Land Rover в истории

Это утверждение принадлежит создателям нового «Дэфа», которые перевели модель с рамы на сверхжёсткий несущий кузов (29 000 Ньютонов на градус) и отказались от мостов в пользу независимых подвесок. Новая схема шасси позволила обеспечить артикуляцию колёс в 500 мм и применить пневмоподвеску с максимальным клиренсом 291 мм (на пружинах — всегда 225 мм).
~
Наличие в гамме не только пятидверного Defender 110, но и трёхдверки с индексом 90 позволяет получить на бездорожье ещё больше: угол переката с пневмой увеличивается с 28 до 31 градуса, а сокращённая на 43,5 сантиметра длина кузова даёт очевидные преимущества в особо тесных ловушках.
~

Наличие в гамме не только пятидверного Defender 110, но и трёхдверки с индексом 90 позволяет получить на бездорожье ещё больше: угол переката с пневмой увеличивается с 28 до 31 градуса, а сокращённая на 43,5 сантиметра длина кузова даёт очевидные преимущества в особо тесных ловушках.

Проверять геометрию мы отправились на каменистый перевал Ван Зила — высочайшую горную «дорогу» Намибии, проложенную в 60-х годах голландским путешественником Беном Ван Зилом. По легенде, он сделал это с помощью нескольких сотен человек из племени Химба на Ford Model T (на руках они его, что ли, несли?) по просьбе местного правителя. Тот очень хотел пробить путь в неземной красоты долину Мариенфлюсс по другую сторону неприступной горной цепи высотой 1200 метров.
Эта каменная тропа считается проходимой для внедорожников лишь в одну сторону — скорее всего, из-за почти отвесного спуска по большим валунам от верхней точки в долину. Перевал представляет собой хардкорный участок в формате rock crawl, горячо любимом американцами на закорчёванных «Рэнглерах». Но в Намибии встречаются лишь «Хайлаксы», «семидесятки» да старые «Дефы» — причём часть из них навеки упокоилась в виде искорёженных остовов на крутых склонах вдоль единственной траектории.
Трансмиссия «Дефендера» с постоянным полным приводом и двумя управляемыми электроникой дифференциалами позволяет не думать над настройками — достаточно лишь ткнуть клавишу понижайки. Пневмоподвеска поднимется во внедорожное положение, и активируется автоматический режим наиболее навороченной электронной системы Terrain Response 2. Этот алгоритм в реальном времени играет степенью блокировки центрального и заднего дифференциала, вмешательством системы стабилизации и чувствительностью педалей. Водитель может сосредоточиться только на траектории, особенно если отдельно задействует ещё и опциональный «ползучий» круиз-контроль для бездорожья.
~
Несмотря на высочайшие цифры жёсткости, при предельных нагрузках салон всё равно издаёт скрипы и хрусты — кузов всё же играет. Но с другой стороны, я не знаю ни одного автомобиля, интерьер которого молчал бы в подобных условиях — разве что «корчи», в которых салон просто отсутствует.
~
На сложных подъёмах, сыпучих спусках и в заковыристых задачках на внедорожную геометрию автомобиль не спасовал даже под малоопытным испанцем — всё как будто само собой получается. Не приложиться кузовом в совсем тесных каменных лазах помогает классная система круговых камер, дополненная полезнейшим виртуальным ракурсом — вперёд сквозь «прозрачный» капот. При этом камеры здорово видят и в темноте, что я сполна оценил во время того ночного прорыва от брода до лагеря.
В части информирования водителя Defender вообще молодец — на центральный дисплей выводится изображение с камер, параметры кренов и компаса, степень блокировки дифференциалов, а также данные с эхолота в бродах и другие настройки. Удобно, что часть из них дублируется на проекционном дисплее — бывают ситуации, когда переводить взгляд на экран непозволительно.
Система Terrain Response 2, помимо автоматического алгоритма, включает ещё несколько программ для конкретных условий, но я не уверен, что с таким «автоматом» в них есть большой смысл. Для самых искушённых существует режим Configurable, где каждый параметр можно настроить вручную и сформировать особое сочетание установок всех систем и агрегатов. Особо отмечу, что все впечатления справедливы для максимально упакованного внедорожника — с более простой электроникой Terrain Response без цифры 2, без «прозрачного капота» и внедорожного круиза и тем более на пружинах часть возможностей будет недоступна.
~
Самый большой внешний диаметр шин — 32 дюйма, но с некоторыми оговорками неофициально влезают и 33.
~
Единственная претензия при езде по бездорожью у меня и большинства коллег возникла в связи с калибровками электронной педали тормоза, связанной с гидравликой «по проводам». Она слишком мягкая, а ход великоват, поэтому дозировать усилие на особо ответственных спусках крайне сложно. В результате автомобиль клюёт носом и разбалансируется, замедляясь то с опозданием, то слишком внезапно. Выходом может быть электронный помощник при спуске, но главный инженер проекта в ответ на наши замечания обещал подумать над перепрошивкой педали. При этом акселератор работает восхитительно — пробуксовку можно контролировать так же точно, как поворот собственной головы.

глава 8

К ралли-рейду — готов

Что сделает любой бензиноголовый, если дать ему 400 сил с полным приводом там, где нет никаких правил и ограничений? Вот и я при любом удобном случае утапливал педаль до отказа. Иногда приоткрывая стекло левой двери — ведь вдоль стойки крыши тянется шноркель, через который турбина сосёт воздух в 400-сильный мотор с таким зычным звуком, что не снился и суперкарам. Классный эффект — и почему только его не возьмут на вооружение производители заряженных легковушек?
Динамика в 6 секунд до сотни на автомобиле, который, кажется, способен спуститься с Эвереста в Марианскую впадину, а потом подняться обратно, — это сильные ощущения. Но даже это не основное, что поразило на относительно ровных поверхностях. Новый Defender управляется как ралликар! Он так легко меняет курс, будто весит на тонну меньше. Даже когда думаешь «ну теперь точно всё, скорости слишком много», — инерция двух с половиной тонн каким-то чудом не проталкивает внедорожник мимо поворота. Довольно тяжёлый и высокий автомобиль покорно перекладывается право-лево, не пугая ни сносом, ни недостаточной обратной связью руля, ни другими типичными особенностями внедорожников. Да не каждый спортивный кроссовер едет так цельно!
~
Ответственный за проект инженер Стюарт Фрит рассказал, что разработка «Дефендера» заняла больше времени, чем создание любой другой модели Land Rover. Потому что предстояло сделать платформу с нуля и добиться уникального сочетания характеристик на асфальте и вне дорог. Да, звучит как маркетинговая лапша. Но штука в том, что у них это действительно получилось.
~
Это вообще законно, чтобы гражданский внедорожник так цельно дубасил по раллийным допам? В какой-то момент мы так осмелели, что приглушили стабилизацию и поехали в пляске скольжений по извилистому спецучастку, напоминающему греческий этап WRC — Акрополис. Разработчик «Дефендера» потом рассказал, что поворачиваемость специально настроена с акцентом на лёгкий избыток — этому способствует геометрия заднего подрамника и жёсткость сайлентблоков в шасси. А система стабилизации не против езды за пределом сцепления, если не совершать явных глупостей. Теперь интересно попробовать, что Defender покажет на снегу с отключенной электроникой.
Но все эти бешеные прохваты быстро закончились бы, если б у «Дэфа» не было его жадной до колдобин подвески. Поймать пробой можно, только если полностью презреть особенности рельефа и ехать, будто слепой. Как я ни понижал свой порог осторожности, я так и не смог приложиться о неровности так, чтобы стало жалко машину. «Дефендеру» вообще всё равно, какой глубины яма — может, где-то внутри ему станет больно, но пассажирам (и даже водителю) он об этом не сообщит. Удивляет, насколько одновременно мягко и плотно отрабатывается рельеф — отсутствуют и раскачка, и крены.
~
Коэффициент обтекаемости старого «Дэфа» — антирекордные 0.62. С новым Defender добились показателя 0.38 — 0.39, что лишь на три сотки хуже, чем у компактного Evoque. Поэтому ветер не бесит гулом даже на «незаконных» скоростях, а средний заявленный расход топлива с любым мотором — не больше 10 литров.
~
Единственный способ порушить магию — поднять подвеску во внедорожное положение. Как и любая пневма, она станет намного жёстче и громче. Но для тех скоростей, на которых мы прошивали безлюдные просторы Каоколенда, это неактуально — кузов автоматически опустится гораздо раньше. Комфорту на пересечёнке способствует и шумоизоляция. Двигаясь по бесконечному гравию, мы заметили, что совсем не слышим долбёжки камней по аркам. Для этого они изолированы специальными волокнистыми матами, и подобное покрытие вкупе с алюминиевой защитой есть и на днище.

глава 9

Длинный или короткий? Бензин или дизель?

Мне повезло, что по бездорожью я ездил в основном на 400-сильном бензине, а по скоростным участкам немало проехал на 240-сильном дизеле. То есть протестировал оба двигателя в невыгодных для них условиях. И даже с учётом этого не нашёл слабых мест. Зверски мощная рядная шестёрка объёмом 3 литра имеет огромный запас на трассе, но покладиста и на самом деликатном бездорожье. Дизель объёмом 2 литра с тягой 430 Н∙м априори хорош вне дорог, но и на шоссе до сотни за комфортные для внедорожника 9 секунд разгонит и 188 км/ч наберёт. Если позволяет бюджет, бензиновый «супер-Дэф» подарит, конечно, больше возможностей и эмоций.
~
Единственное, в чём однозначно выигрывает дизель, — автономность. В сложных условиях бензин намного прожорливее, а объём бака больше всего на 5 литров — 90 против 85.
~
Российские цены будут известны ближе к лету. Но на основании британских цен на Defender относительно других моделей Land Rover предположим, что пятидверка будет начинаться у нас от 4 миллионов, а самый навороченный вариант легко удвоит стартовый ценник. Но я не меньше вашего жду официальных цифр в российском конфигураторе, чтобы собрать Defender своей мечты и посчитать, сколько мне нужно будет добавить после продажи квартиры.

глава 10

Аксессуары за гранью фантазии

Конфигуратор сведёт с ума любого, кто загорится идей купить новый Defender. Вот только некоторые решения и группы опций и аксессуаров:

  • миска-непроливайка и пандус из багажника для собаки, а также боковая раздвижная лестница на крышу для вас;
  • всевозможные защиты днища и кузова, а также моющиеся чехлы в салон;
  • лебёдка, буксировочный трос, «крокодилы» и прочие инструменты спасения (кроме хайджека и сэндтраков, которые есть на фотографиях экспедиционных машин, но закупались отдельно);
  • миллион вариантов улучшений грузового отделения и мест для хранения, включая сейф в багажнике и стильный боковой внешний бокс;
  • крепления для велосипедов, каяков и прочих лыж-сноубордов;
  • портативный душ;
  • надувной (от встроенного компрессора автомобиля, тоже опция) водонепроницаемый тент в полный рост;
  • известный по другим моделям марки браслет Activity Key, с которым можно запереть автомобиль и пойти, например, серфить, не думая, куда спрятать ключ.
А ещё Defender – первый серийный автомобиль, для которого предлагается защитное полимерное покрытие кузова, которое выглядит как матовая краска или винил, но обладает свойством самозатягивающихся царапин. Производитель заявляет, что неглубокие повреждения «залечиваются» сами под воздействием струи воздуха из горячего фена или даже лучей жаркого солнца!
~
Новый Defender — это событие в индустрии. В рамках разумного (и местами за их пределами) для него нет невозможных задач: путешествовать в самые труднодоступные точки; месить грязь в лесу или лазить по горам; дразнить легковушки на серпантине; отправиться на уютный пикник всей семьёй; перевезти спортинвентарь или технику для активного отдыха; ездить до офиса и обратно каждый день; совершенствовать навыки спортивного и офроуд-вождения. Всё что угодно — на одном единственном автомобиле, который не даст заскучать.
~