Auto article image: 77117

История самого массового отечественного автомобиля

Анна Левина

19 апреля 1970 года на Волжском автомобильном заводе началось производство ВАЗ-2101. В честь 50-летия модели вспоминаем её историю и делимся редкими архивными фотографиями
Контент недоступен


Выпуск первых «Жигулей» был приурочен к значимой исторической дате — столетию Владимира Ленина, которое отмечала вся страна 22 апреля. Тогда было очевидно — стране необходим массовый, простой и относительно недорогой автомобиль. Этот запрос и должен был удовлетворить ВАЗ-2101.

В то время отечественный автопром не баловал покупателей разнообразием. Да, на Горьковском автомобильном заводе в те времена собирали 21-ю «Волгу» и «Чайку», но позволить себе покупку таких дорогих автомобилей мог далеко не каждый. Были, конечно, машины попроще — «Москвичи» и «Запорожцы», но их выпускали небольшими партиями и на всех желающих их, само собой, не хватало.

content image for: 77117

Вот почему «Копейка» стала самой массовой моделью завода, да и всего российского автопрома в целом. Так, в период с 1970 по 1988 было выпущено почти пять миллионов автомобилей.

В 1974 году завод выпустил 660 000 машин. Каждые 22 секунды с конвейера сходил один автомобиль «Жигули».

Первые в СССР сервисные центры

Производство новинки наладили очень быстро — только за первый год производства на Волжском автозаводе было выпущено 23 тысячи автомобилей. ВАЗ 2101 быстро снискал любовь покупателей. Немалую роль в этом сыграло и то, что Волжский автомобильный завод предложил клиентам не только доступный и неприхотливый в эксплуатации автомобиль, но и сеть сервисных центров — до этого в СССР этого никто и никогда не делал.

slide image for gallery: 25939 | Первый автомобили ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25939 | Первый автомобили ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25939 | Первый автомобили ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25939 | Первый автомобили ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25939 | Первый автомобили ВАЗ 2101
8
Выпуск первых шести автомобилей ВАЗ 2101

В 1969 году был подписан приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Предполагалось, что будут созданы огромные комбинаты на 55 постов. Но, к счастью, от этой идеи быстро отказались и решили строить сервисы поменьше — на 6, 10 и 15 постов. Это позволило расширить географию сети и предложить советским водителям довольно удобный и доступный сервис.

ВАЗ-2101 экспортировали во многие европейские страны.

Машины, предназначенные для других стран, получили имя LADA, так как «Жигули» во многих языках было не очень благозвучным.

Уже через пять лет, в 1975 году, в стране насчитывалось 30 дилерских центров, 130 стационарных и 100 передвижных станций технического обслуживания автомобилей.

Подсмотрели у итальянцев

«Копейка» не была собственной разработкой Волжского автомобильного завода. За основу было решено взять FIAT-124, который дебютировал за четыре года до этого — в 1966 году.

slide image for gallery: 25940 | Испытания Fiat
slide image for gallery: 25884 | Автоваз юбилей
Испытания FIAT-124

FIAT-124 с первого своего появления на рынке снискал славу надежного и довольно комфортного (по тем временам) автомобиля. В год своего дебюта он даже удостоился звания «Автомобиль года» в Европе.

LADA 2101 в 2017 году приняла участие в кругосветном путешествии.

Автомобиль за 10 месяцев преодолел 50 тысяч километров. Сейчас эта машина хранится в музее автозавода.

slide image for gallery: 25941 | Производство 2101
slide image for gallery: 25941 | Производство 2101
slide image for gallery: 25941 | Производство 2101
slide image for gallery: 25941 | Производство 2101
slide image for gallery: 25941 | Производство 2101
12

Для нашей страны итальянский автомобиль был значительно модернизирован. Так, на ВАЗ-2101 решили устанавливать двигатель с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров. Благодаря этому решению удалось расширить доступную линейку моторов. Переработали и усилили подвеску — понимали, что для наших дорог нужна конструкция попрочнее. Кроме того, отечественный автомобиль получил увеличенный дорожный просвет спереди — 175 мм против 130 мм у итальянского седана. Всего в конструкцию «Фиата» было внесено более 800 изменений.

Возвращение домой

Первым владельцем ВАЗ-2101 стал житель Тольятти в 1970 году. Спустя 19 лет он передал свой автомобиль в музей автозавода, где он хранится до сих пор. Взамен же владелец первых «Жигулей» получил LADA SAMARA.

slide image for gallery: 25942 | ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25942 | ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25942 | ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25942 | ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25942 | ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25942 | ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25942 | ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25942 | ВАЗ 2101
slide image for gallery: 25942 | ВАЗ 2101
27

«Копейка» прошла долгий путь и за время производства пережила несколько модернизаций. Сейчас же этот автомобиль стал предметом коллекционирования. Любители ретро-автомобилей ищут первые автомобили по всей стране, бережно восстанавливают и участвуют на них во всевозможных пробегах.

По данным аналитического агентства «Автостат», сегодня в России на учете числится почти 400 000 ВАЗ-2101. Так что найти «живой» экземпляр вполне реально.

Контент недоступен
Анна Левина