Электричество против водорода: какое топливо лучше?

Дмитрий Гайдукевич
6 апреля 2020 10:30, Таймлайны, Технологии будущего
В концерне Volkswagen уверены, что электричество лучше водорода. Попытаемся разобраться, правда это или нет

Несколько лет назад в Volkswagen долго обсуждали, на что делать главную ставку — на водород или электричество? Казалось, что электрические автомобили имеют слишком много недостатков, но немцы решили инвестировать именно в них.

То, что традиционные двигатели внутреннего сгорания являются тупиковой ветвью в развитии автомобильной промышленности, многие производители поняли давно. Конечно, сейчас никто не будет останавливать производство бензиновых моторов, ведь покупатели привыкли к таким машинам. Однако если попытаться заглянуть на 10-20 лет вперед, то очевидно, что будущее за альтернативными источниками энергии. Но почему выбор пал именно на электричество?

1

Причина 1: электричество дешевле

Все расчёты показывают, что даже при массовом производстве водородного топлива оно все равно будет дороже электричества. Ведь водорода в чистом виде на нашей планете не существует. Следовательно, его необходимо добывать. А этот процесс недешев.

Весь процесс производства, сжатия, хранения, транспортировки и использования водорода в одной схеме
2

Причина 2: водородные автомобили сложнее и дороже

Сами по себе водородные автомобили получаются дороже электрических. Последним нужны лишь аккумуляторы и электрический двигатель. А водородным требуется не только мотор, но и сложная установка на топливных элементах. Именно в ней в ходе химической реакции взаимодействия водорода и кислорода вырабатывается электроэнергия, которая передается в аккумулятор. А еще водородные машины должны иметь недешевые баки, где газ хранится под давлением — только вдумайтесь — 700 атмосфер.

Одна из сложностей при строительстве водородных автомобилей — это баллоны для хранения газа (в Toyota Mirai они расположены под сиденьем второго ряда кресел и сразу за задней осью). В Toyota уверяют, что они создали баллоны, которые выдержат любую аварию. Водород в сжатом состоянии хранится там под давлением аж в 700 атмосфер. Фото: Toyota
3

Причина 3: экология

Не забывайте и про экологию (ради которой, собственно, все и затевается). Ведь для «заправки» электромобилей требуется лишь электричество, которое можно получить, например, благодаря ветряным генераторам. А в случае водорода процесс несколько сложнее. Сначала нужно выработать электричество, затем с его помощью получить водород, а после добыть электричество, но уже в самом автомобиле.

Второй момент — сейчас процесс получения водорода прилично загрязняет атмосферу. Хотя отметим, что в будущем предполагается добывать водород на атомных АЭС или при помощи солнечных батарей методом электролиза воды (а еще можно получать водород из отходов при помощи бактерий).

4

Причина 4: большие потери водорода

Потери при доставке электричества от места его производства непосредственно до «колес» автомобиля не такие уж и большие — в общей сложности 20-30%.

А вот при использовании водорода потери энергии намного больше — по некоторым расчетам, эффективность водородной машины составляет 25-35%. То есть водородный автомобиль потребляет в 2-3 раза больше энергии на один километр пути, чем электрический автомобиль.

5

Причина 5: стоимость инфраструктуры

Строительство современной точки для подзарядки электромобилей обходится гораздо дешевле, чем организация заправочной водородной станции. Мало того, для подзарядки электромобиля достаточно иметь обычную электрическую розетку, которая есть в наших домах.

Водород — ошибка?

Этого пока никто не знает. Поэтому многие производители по-прежнему ведут работы в этой области. Лидером здесь является Toyota и Hyundai. Хотя скоро о себе могут заявить китайские компании — в Поднебесной решили поддерживать водородные автомобили после того, как в мае 2018 года премьер-министр Китая Ли Кэцян посетил Японию и познакомился с водородомобилем Mirai. Эта экологически чистая машина произвела на Ли Кэцяна большое впечатление.

Во время загрузки произошла ошибка.
Это уже второе поколение Mirai — продажи машины начнутся в этом году. Причем не только в Японии, но и в США, и в Европе. Второй Mirai принципиально отличается от первого. Нет — топливо тут такое же. Но в основе лежит уже не платформа от гибридного «Приуса», а заднеприводная тележка от большого седана Crown, который хорошо знаком любителям правого руля. Благодаря этому второй Mirai стал заметно крупнее своего предшественника — колесная база увеличилась на 140 мм, а длина на 85 мм (плюс — машина стала шире на 70 мм).

Однако многие эксперты уверены, что в сегменте легковых автомобилей водород как топливо все же проиграет электричеству. Но он займет лидирующие позиции в секторе грузовых автомобилей, в железнодорожном, воздушном и морском транспорте. Правда, они будут переводиться на новое топливо лишь после 2030 года (уж слишком большой жизненный цикл у самолетов, кораблей и поездов).

Статистика: побеждает электричество

В прошлом году было продано в общей сложности 7,5 тысячи водородных автомобилей (в основном это Toyota Mirai и Hyundai Nexo). Это соответствует уровню продаж электрокаров в 2010 году (в 2019 году в мире было продано более 2,2 млн электромобилей и подзаряжаемых гибридов).

Шансов, что в ближайшие годы водородные модели сумеют рвануть вверх, не очень много. Ведь если себестоимость производства электромобилей практически сравнялась с бензиновыми авто, то водородные пока еще получаются слишком дорогими. А если человек отказывается от бензиновой машины в пользу экологически чистого транспорта, то зачем ему переплачивать за водород, если он может купить электромобиль?

Комментарии
32
артём глушков
Увы, но не нам решать этот вопрос, мы большую часть машин покупаем импортных, и вот как производители импортных машин решат на чём ездить ездить так и вы все будете ездить. Вы в этом театре только зрители без собственного автопрома
СсылкаПожаловаться
артём глушков
Автобусы и маршрутки ещё есть шанс перевезти на газ, но на этом всё
СсылкаПожаловаться
Kirill Sysoev
Да никто не против: пусть хоть на водороде, хоть на батарейках, хоть на воздухе - исключите саморазряд батареи и ее деградацию и скорость заправки/зарядки не больше чем заправка обычного бензинового и цена пусть будет доступной. А пока это все игрушки, не более
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас