Auto article image: 76933

Как возникла компания Opel и при чем тут такси

Илья Фишер

5 апреля в Германии отмечают день рождения Фридриха Луцманна, родившегося в далеком 1859 году. Во многом именно ему – инженеру-самоучке и пионеру автомобилестроения – своим появлением обязан концерн Opel
content image for: 76933

Фридрих Луцманн родился 5 апреля 1859 года в немецком Нинбурге и к началу эры автомобилизации был уже состоявшимся человеком — слесарем, который занимался техническим обслуживанием и ремонтом карет для дворянской знати в Дессау. В 1893 году в Германии представили самую известную модель автомобиля Карла Бенца — Victoria, и слесарь Фридрих Луцманн сразу заказал себе одну из них.

Интерес технаря-самоучки был не праздным. Он немедленно разобрал «Викторию» на части, потом вновь собрал, внимательно исследовав каждую деталь, а заодно и слегка усовершенствовав конструкцию на свое усмотрение. Луцманн стал разъезжать по округе, не отказывая желающим составить себе компанию. «Сколько заплатите?» — спрашивал он попутчиков. По сути, слесарь занялся частным извозом, договариваясь с пассажирами об оплате перед поездкой. Так появился первый в Германии таксомотор.

В 1893 году таксомоторная компания Луцманна открыла маршруты из Дессау в соседние города, однако к зиме спрос на поездки в открытом экипаже серьезно упал. Тогда Фридрих придумал оснастить машину кожаным капюшоном. Через года, правда, предприятие Луцманна не выдержало конкуренции с открывшейся трамвайной линией и Фридриху пришлось искать новое дело.

content image for: 76933

В 1894 году Луцманн уже построил собственную самоходную коляску, тут же запатентовав свое изобретение. Его преследовала идея полностью заменить в перевозке людей лошадей на двигатель внутреннего сгорания. И совсем скоро мастерская Луцманна в Дессау под громким названием «Ангальтская автомобильная фабрика» (Anhaltishe Motorwagenfabrik) начала производить собственные моторизированные средства передвижения.

content image for: 76933

Этот бизнес у Фридриха пошел неплохо. За четыре года оборотистый Луцманн выпустил 60 самоходных таксомоторов. Один из них был показан в числе четырех экспонатов на первой германской автомобильной выставке 1897 года. Это была модель Pfeil 1 («Стрела 1»), которая уже прошла успешное испытание на прочность пробегом по маршруту Берлин — Потсдам — Берлин.

Посетителями выставки оказались все пять сыновей Адама Опеля. Предприниматели Фриц и Вильгельм Опели начали переговоры с Луцманном, которые через два года закончились покупкой бизнеса. Опели купили не только патент механика из Дессау, но и всю его мастерскую — «Ангальтскую автомобильную фабрику», что послужило основой для создания компании Adam Opel Motorwagenfabrik. Фридрих Луцман остался работать на этой фабрике инженером и занялся производством одноцилиндровых двигателей мощностью в 3,5 л.с.

content image for: 76933

Так, прислушавшись к советам своих сыновей Карла, Вильгельма и Фридриха, глава семейства Опель — Софи Опель — в 1899 году решила начать выпуск автомобилей.

content image for: 76933

На сегодня компанией Opel выпущено уже более 70 млн автомобилей. С самого начала компания преследовала идею производить автомобили максимально эффективно и тем самым делая их доступными для широкой аудитории. Так, Opel стала первым немецким производителем, который внедрил экономичное конвейерное производство в 1924 году. Это помогло модели Opel 4/12 PS «Laubfrosch» и всем более поздним вариантам Opel 4 PS стать бестселлерами.

content image for: 76933

Компания из Рюссельсхайма в 1930 годах выпускала и другие технологически продвинутые автомобили для массового потребителя. Это были Opel P4 и Kadett (уже с несущим кузовом). Немецкая инженерия стала доступной, а Opel остался верен этой демократичной идее даже при разработке спортивного автомобиля.

content image for: 76933

Бренд начал играть ведущие роли во многих сегментах — такие модели, как Opel Kadett, Rekord и Kapitаn, характеризовали послевоенное восстановление и период экономического чуда. Затем последовали стильные Opel GT, Manta и Monza. А в 1980 и 1990 годах такие модели, как Corsa, Astra и Zafira, стали бестселлерами и символами воссоединения Германии. После падения Берлинской стены и открытия завода в Айзенахе Opel стал еще более популярным.

Контент недоступен

О Луцманне марка Opel вспоминает сейчас редко. Причина в том, что его сотрудничество с семьей Опель не продлилось и двух лет, хотя его имя и оказалось навеки вписано в историю компании.

content image for: 76933

Пути предпринимателей разошлись вскоре после выпуска первого автомобиля. Модель Opel Patentmotorwagen System Lutzmann быстро устарела, а Луцманн, хоть и признавал это, но предложить более конкурентоспособное решение не смог. Марка Opel переключилась на сотрудничество с французами.

Луцманн занялся политикой, также значительную часть времени он посвящал развитию таксомоторной отрасли в Германии. Фридрих также успел поработать в индустрии пишущих машинок, однако значимого успеха нигде не добился, а после Первой мировой войны он и вовсе потерял все активы. Остаток жизни он провел в доме престарелых, где и скончался в 1930 году.

Илья Фишер