Как Карлос Гон создал и потерял автомобильную империю

Илья Фишер
31 мая
Audi A4 1.8 T MT
Машиной доволен, комфортная, выглядит современно, много хлама влезает, сбитая подвеска, доступна чиповка до 220 лошадей. Дорогая в обслуживании, лу...
4.2
6 июня
Ford Transit 2.2 TDCi 101hp FWD 300 LWB H1 MT
Для грузовых перевозок - самое оно. Взял Форд Транзит для товарки, вожу материалы со складов до клиентов по всему городу. Уже почти 300 тысяч пробе...
5
Все отзывы
27 марта 2020 18:30, Истории
27 марта 1999 года родился могучий автомобильный альянс Renault-Nissan. Трудно прогнозировать, как сложилась бы судьба концернов, останься они по отдельности, но перспективы идеолога, создателя и бывшего главы альянса — Карлоса Гона — вполне ясны

После громкого побега из-под домашнего ареста из Токио великий функционер, похоже, навсегда застрял на исторической родине, в Ливане. Попробуем проследить путь знаменитого беглеца и затворника.

Когда-то сверхуспешный функционер наверняка скоро станет персонажем голливудской истории. Фото: Nissan

Начиная с 2018 года Карлоса Гона несколько раз арестовывали в Японии за финансовые злоупотребления и сокрытие доходов. Отпускали под залог и вновь арестовывали, пока кризисный менеджер не сбежал из-под ареста.

История с побегом вышла поистине детективной. По версии японских правоохранителей, Гона тайно вывезли из Токио на частном самолете в ящике из-под музыкального оборудования. В похищении, как говорят, участвовало до 20 человек — cотрудников одной ливанской ЧВК. Бывший глава альянса Renault-Nissan нынче объявлен в розыск во многих странах мира, что делает некогда успешного функционера и кризисного менеджера фактически невыездным со своей исторической родины — из Ливана.

Киллер расходов

Многие называют Карлоса Гона убийцей издержек, киллером расходов, королем рентабельности, а также идеологом и инициатором смены автомобильных эпох. В сущности, это он создал самую крупную международную автоимперию. А где империя, там, как известно, император и авторитаризм. В нашем случае выразившийся в тотальной унификации и перекройке модельных линеек французского и японского концернов, которые привели к полной смене имиджа Renault и Nissan.

«Гражданин мира», так называет себя сам Гон, свободно говорящий на португальском, английском, французском и арабском языках.

Ливанец по происхождению. Христианин. Родился в Бразилии 9 марта 1954 года. Позже Гоны вернулись в неспокойный Бейрут, где мальчик учился в колледже, а затем перебрались во Францию. В Европе Карлос в 1974 году окончил химический факультет Высшей Политехнической Школы, а еще через четыре года — Высшую Горную Школу в Париже. Как мы видим, Гон впоследствии «рулил» с помощью своих природных способностей, а никак не специального образования. Талант.

После обучения в 1978 году Гон получает престижное место в компании Michelin. Шинный (и не только) гигант в те годы лихорадит. В 1976 году, чтобы выжить концерн вынужден избавиться от акций Citroёn, который контролировал более тридцати лет. Карлос отдал Michelin 18 лет, получив взамен бесценный опыт и невероятный карьерный рост.

Карлос Гон в 26 лет управляет заводом Michelin во Франции. Фото:Nissan

Успешная карьера

В 30 лет он начинал операционным директором южноамериканского филиала Michelin. Не проработав в Рио-де-Жанейро и двух лет, и напрямую подчиняясь лично Франсуа Мишлену, благодаря исключительной тактике и верным решениям он вывел убыточный филиал на прибыль.

Гон отвечал за бразильское подразделение концерна, затем стал директором североамериканского филиала — в 1990 году он назначен генеральным директором Michelin North America. Гон контролирует инженерные работы, развитие, исследования, операционную деятельность, которой занималась компания в Северной Америке. И здесь он опирается на собственный метод.

Гон существенно сокращает расходы на производство покрышек, благодаря чему Michelin в США вновь начинает приносить прибыль

К середине 90-х в глубоком кризисе оказался французский Renault S.A., и в 1996 году председатель совета директоров автоконцерна Луи Швейцер приглашает Гона на должность исполнительного вице-президента.

Гон перебрался в Renault, на 40% принадлежащий государству, когда тот по итогам года показал убытков почти на два миллиарда франков. Денег не хватало, репутация трещала по швам, недовольны и французские налогоплательщики. Фото: Renault

Миссия: реорганизация

Гон реорганизовал концерн всего за год. Он закрыл завод в Бельгии, и кроме того во всем мире не осталось предприятия Renault (включая Samsung Motors и Dacia), по которому не прокатилась бы волна массовых сокращений и реорганизации, инициированная безжалостным функционером. Его действия тогда вызвали огромную волну протестов и даже угроз. Но план опять сработал, а победителей, в итоге, не судят.

Уже в 1998 году Гона считали настоящим экономическим гением, а тем, кому чудом удалось сохранить работу в Renault, он казался героем

В 1999 году руководство Renault посчитала миссию Гона выполненной. И тот по всестороннему согласию отправился спасать очередную жертву — японский концерн Nissan Motor Co. Ltd, который к тому моменту пребывал в самом глубоком за свою историю кризисе. Двадцать миллиардов долгов, шесть из которых — убытки только за последний год, доля на мировом и японском рынках падает вместе с престижем марки. Для начала Карлос Гон получает должность директора по производству и уже через неделю — время, необходимое для знакомства с делами — управленец обещает руководству концерна вывести японскую компанию из кризиса через год.

Фото: Nissan

Как Гон закрывал заводы

Получилось даже быстрее. Угадайте, как он это сделал? Правильно! Вновь за счет работников. Он закрывает сразу пять заводов Nissan в Японии и выбрасывает на улицу порядка 20 000 человек. Безработными становятся около 14% сотрудников концерна, что для японских производственных традиций — нонсенс и гуманитарная катастрофа. Здесь так не принято. Под нож сокращений пошла почти половина управленцев, но сокращения прошлись и по рабочим сменам. Быть может, Гону тот «кровавый дефолт» еще припомнят в будущем?

Стремясь к сокращению непроизводственных расходов, он инициирует продажу практически всех акций компаний-поставщиков, ранее принадлежавших автопроизводителю. Идет под нож значительная часть сходящих с конвейера моделей. Кроме того, Гон берет под контроль дизайн-бюро концерна. Видимо, чтобы пресечь японскую самодеятельность с «азиатским дизайном», который де-факто «убивает» продукт для всего остального мира.

Рено Луи Швейцер, генеральный директор Renault и Йошиказу Ханава, генеральный директор Nissan, подписывают соглашение о сотрудничестве Фото: Renault

И довольно быстро дело пошло — загруженность мощностей Nissan выросла с 53% до 82%, а стоимость закупки комплектующих снизилась на 20%. В управленца по-прежнему со всех сторон летели проклятия, но это не мешало ему в ходе своей карьеры в Nissan буквально жонглировать должностями.

В 2000 году из директора по производству Гон превратился в президента концерна, а в июне 2001 года назначен генеральным директором Nissan

В 2004 году про Гона опять вспомнили в Renault. Собственно, о нем и не забывали, поскольку именно его стараниями с 1999 года между концернами происходил активный, простите за тавтологию, обмен активами. В итоге Renault прикупила 44,4% акций концерна Nissan, а тот, напротив, стал владельцем 15% акций Renault. Именно с подачи Гона был создан на тот момент взаимовыгодный технический и финансовый альянс, известный теперь как Renault Nissan Alliance.

Гон — глава альянса

Словом, в апреле 2005 года Карлос Гон воцаряется во главе обоих концернов и становится главой альянса, к которому чуть позже присоединяется в свою очередь утопающий и требующий спасения Mitsubishi. План покорения мира по Гону прост. Богатым — Infiniti. Cреднему классу даешь относительно недорогие кроссоверы с экономичными вариаторами, а для развивающихся рынков — массовую модель на платформе B0.

Logan в каждый дом, а кому не хватит — извлечем из нафталина бренд Datsun

На конец 2005 года французско-японский альянс выходит на второе место по доходности среди автомобильных концернов в мире. Карлос Гон становится одним из самых хорошо оплачиваемых менеджеров в мире. Только в Renault его услуги ежегодно оцениваются в несколько миллионов евро. Сколько Гону перепадало в Nissan, история умалчивает. Если верить сотрудникам концерна, не просто в несколько раз больше, а значительно больше. На него молились, как на спасителя.

Открытие завода Nissan в Санкт-Петербурге, 2009 год

Гон не привык стеснять себя в расходах, когда под рукой практически безлимитная корпоративная карточка. В чем его только не обвиняют! Десятки костюмов от лучших кутюрье. Подарки для близких, для партнеров, ужины в дорогих ресторанах на тысячи персон по случаю собственного юбилея. Поддержка под благовидными предлогами бизнеса ливанских друзей, жены и детей (у него их четверо от первого брака) и прочие «невинные» шалости — типичная, по словам сотрудников Nissan и версии следствия, манера поведения одного из самых известных в мире топ-менеджеров. Расходы Гона в его бытность главой альянса — нынче не секрет, о них можно почитать в том числе и в российской прессе. Вот только очень похоже, что на эти фокусы концерны просто закрывали глаза и были, что называется, в курсе. Так, кстати, утверждает и сам Гон.

Неделю он в Токио, другую — в Париже, о семье нельзя забывать, затем летит по всему миру, проверяя заводы, офисы, предприятия. Быть может, именно частые перелеты разбудили в Гоне настоящего ливанца — человека с Востока, который любит дворцы. За счет Nissan приобретено несколько особняков? Ну и что? Это в представительских целях. Разве можно осуждать Гона, который реально трудится круглые сутки напролет. Работает фактически на межгосударственном уровне. Именно Гон в 2009 году лично представлял тогда премьеру Путину первую Nissan Teana, собранную на заводе компании в Санкт-Петербурге. Эх, где нынче та «Теана»?

Платформа B0 как главный козырь

У него персональный Golfstream с годовым налетом в 240 000 км. В середине «двухтысячных» кризис уже позади (следующий еще не виден за горизонтом). Заводы уже не закрываются, а открываются вновь, осваиваются новые рынки. Массированная экспансия в Китай, где открываются совместные предприятия. Развертывание производства «Логанов» в Индии. Наращивание производства тех же «Логанов» в Москве на заводе «Автофрамос». Строительство завода в Танжере (Марокко). Здесь тоже будет выпускаться продукция на платформе B0. Покупка контрольного пакета акций «АвтоВАЗа».

В Тольятти планы стандартные — чтобы поднять репутацию бренда, повысить качество автомобилей, увеличить долю на рынке, и, разумеется, снизить расходы придется лишить заработка десятки тысяч людей. В 2013-2016 годы Карлос Гон даже занимает пост председателя совета директоров российского концерна. Время шло. Платформа B0 продолжает захватывать мир, а «АвтоВАЗ» действительно превращается в современное предприятие, создающее конкурентные автомобили на французско-японской платформе. В 2018 году он даже показывает чистую прибыль!

Формула 1, Гран При Бразилии, 2005 год Фото: Renault

У альянса появляется «жирок», позволяющий вплотную заняться темой электромобилей. Renault побеждает в Формуле 1. Помните яркую езду Фернандо Алонсо? Но что-то пошло не так...

Так почему японцы не простили Карлосу Гону пустяковых в масштабе альянса финансовых шалостей? Много лет закрывали глаза на методы его управления, а осенью 2018-го перестали? Единственное, что приходит в голову — промышленники из Страны восходящего солнца испугались все возрастающего влияния европейца и связанных с ним европейских финансовых институтов. Японцы опасаются, что контроль над их традиционно домашним автопромом захватят гайдзины-чужаки, и к тому, видимо, были все основания.

Ведь не случайно накануне ареста японцы назначают на пост генерального директора Nissan своего земляка Хирото Саикаву. При этом Гон остается председателем совета директоров альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, а внутренняя служба безопасности активно «роет» под него, вытаскивая на свет факты, достаточные для открытия уголовного дела — неполная уплата налогов, несанкционированное использование активов компании в личных целях. В итоге, в ноябре 2018 года Карлос Гон арестован, вся его команда уволена, в Японии стартовал уголовный процесс.

Фото: Nissan

В декабре 2019-го гражданин Ливана, Бразилии и Франции, бывший глава самой крупной в мире автомобильной империи, пренебрегая $14 млн залога бежит из Токио в ящике из-под музыкального оборудования. В Японии таким подследственным не вешают на ногу специальный трекер-браслет для слежки.

А что с Гоном сейчас?

Сегодня Карлос Гон живет в Бейруте в особняке, который некогда был приобретен концерном для него и его семьи. Nissan безуспешно пытается вернуть собственность, а экс-глава не съезжает.

Гон утверждает, что ни в чем не виноват, дело сугубо политическое, а обо всех расходах, в которых его обвиняют, он сообщал в компании

Может, и так, но своим дерзким побегом Гон полностью лишил себя легитимности. Маловероятно, что он сможет спасти еще какой-нибудь концерн от гибели. Сегодня спасаться нужно ему самому. Сокращать расходы, избавляться от непрофильных активов и что он там обычно делал в подобных случаях.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
21
Виталий Бутов
дааа,интересный персонаж,только наши комментаторы никогда не вдаются в подробности,контрольный пакет акций автоваза принадлежит корпорации рено-ниссан,но наше правительство бухает туда миллиарды,так где работа кризисного менеджера,то что он акции автоваза забрал за копейки и еще получал на так называемое развитие деньги от РФ
СсылкаПожаловаться
Vasya Spicsyn
Воруют, согласен, но" карманных судов" мало где есть
СсылкаПожаловаться
™<~ShalafiDragon~>™
Спасибо, хорошая статья!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru