Что внутри у настоящей раллийной «пятерки»

«Пятерка» — автомобиль поистине культовый. И хотя на дорогах города ВАЗ-2105 уже не особо удобен и практичен, экземпляры в хорошем состоянии и с небольшим пробегом все больше ценятся у фанатов советской классики.

А еще на базе «пятерки» за достаточно приемлемые деньги можно построить отличный автомобиль для души, для участия в дрифте или, например, ралли. Сегодня мы расскажем как раз о том, как создать из ВАЗ-2105 идеальный ралли-кар.

Гонки, куда пускают только «Жигули»

Kramar Motorsport — это спортивная команда с многолетним опытом. С целью развития автоспорта и предоставления возможности принять участие в официальных соревнованиях как можно большему количеству желающих в 2019 году команда совместно с РАФ организовала Кубок Kramar Rally Cup. Его суть состоит в том, что здесь едут исключительно отечественные автомобили ВАЗ, от 2101 до 2107.

content image for: 76366

Машина для будущего проекта была куплена в хорошем состоянии, что самое главное — она была не гнилая. На ее подготовку ушло около четырех месяцев.

Как создавались раллийные «Жигули»

Основные акценты были сделаны на надежность и минимально необходимые для участия в ралли изменения. Разумеется, вварен каркас безопасности. Для установки колес большего диаметра и увеличения хода подвески колесные арки были вырезаны и закрыты накладками от VDM Custom, выполненными из базальтовой ткани и эпоксидной смолы.

slide image for gallery: 25711 | «Пятерка» Жигули. 02
slide image for gallery: 25711 | «Пятерка» Жигули. 02
slide image for gallery: 25711 | «Пятерка» Жигули. 02
slide image for gallery: 25711 | «Пятерка» Жигули. 02
6фотографий

Установлена передняя губа, спойлер и воздухозаборники VDM Custom. Проварили все швы по кузову, сделали усилительные накладки в слабых местах.

content image for: 76366

Салон полностью разобран — и за ненадобностью, и для облегчения автомобиля. Установлены спортивные кресла (водительское Sparco и Bimarco Grip для штурмана), 6-точечные ремни безопасности Sabelt, cпортивный руль RRS.

slide image for gallery: 25716 | «Пятерка» Жигули. 04
slide image for gallery: 25716 | «Пятерка» Жигули. 04
slide image for gallery: 25716 | «Пятерка» Жигули. 04
slide image for gallery: 25716 | «Пятерка» Жигули. 04
6фотографий

Новые дверные панели изготовлены в Kramar Motorsport из тонкого листа карбона.

content image for: 76366

В конструкцию автомобиля добавлена система вентиляции для обдува пилота. Она нужна для увеличения потока воздуха на пилота во время соревнований, особенно летом, когда в салоне очень жарко.

slide image for gallery: 25717 | «Пятерка» Жигули. 06
slide image for gallery: 25717 | «Пятерка» Жигули. 06
slide image for gallery: 25717 | «Пятерка» Жигули. 06

Для удобства пилота рядом с ручником сконструирована специальная панель, на которой размещены тумблеры управления электроприборами автомобиля. Выключатель массы (обесточивает весь автомобиль при необходимости), включение зажигания, включение стартера, включение разных программ управления двигателем, включение системы антилага, включение печки, подогрева лобового стекла, системы орошения водой интеркулера. В общем, все самое необходимое.

content image for: 76366

Основная панель приборов тоже самодельная. На ней расположены лампы давления масла, зарядки АКБ и указатель уровня топлива. На отдельный дисплей выводятся параметры с датчиков температуры, давления, обороты, скорость и т.д.

content image for: 76366

Для удобства и безопасности, а также для лучшей развесовки, в багажник перенесли бачок для омывайки лобового стекла. Там же разместили большой бачок для орошения интеркулера (чтобы охладить впускной воздух после, турбины интеркулер периодически орошается и, таким образом, остывает намного эффективнее).

slide image for gallery: 25718 | «Пятерка» Жигули. 09
slide image for gallery: 25718 | «Пятерка» Жигули. 09
slide image for gallery: 25718 | «Пятерка» Жигули. 09
slide image for gallery: 25718 | «Пятерка» Жигули. 09
6фотографий

Фактически в багажнике, между опорами задних амортизаторов, теперь размещен и самодельный топливный бак из алюминия на 45 литров. От обычного отказались из-за его местоположения — в правом крыле автомобиля. Новый бак находится в более безопасном месте.

Также в багажнике размещены запасное колесо, домкрат, ключ и гайковерт, знаки аварийной остановки, аптечка и очки на случай повреждения лобового стекла. Итого — ничего лишнего в салоне нет, того, что может при аварии отлететь и ударить пилота и штурмана. Главное — безопасность.

Двигатель менять не нужно

Что касается двигателя, остался именно тот, что стоит в машине с завода — 8-клапанный объемом 1600 см. куб. Разумеется были внесены доработки по «железу», а увеличения мощности добились путем установки турбины TD04. Это очень распространенная и не самая дорогая турбина, а полный набор турбо-кита продается во многих тюнинг-магазинах.

slide image for gallery: 25719 | «Пятерка» Жигули. 10
slide image for gallery: 25719 | «Пятерка» Жигули. 10
slide image for gallery: 25719 | «Пятерка» Жигули. 10
slide image for gallery: 25719 | «Пятерка» Жигули. 10
6фотографий

В комплект для ее установки на ВАЗ-2105 входят: непосредственно сам турбокомпрессор Mitsubishi TD04L, блоу-офф, приемная труба, ресивер, фронтальный интеркулер, топливные форсунки 321 сс, топливный погружной насос 170 л/час, все необходимые болты, гайки, шланги, шайбы и прокладки, датчик температуры воздуха.

slide image for gallery: 25720 | «Пятерка» Жигули. 11
slide image for gallery: 25720 | «Пятерка» Жигули. 11
slide image for gallery: 25720 | «Пятерка» Жигули. 11
slide image for gallery: 25720 | «Пятерка» Жигули. 11
6фотографий

Однако в команде систему доработали под свои цели. В частности изменили положение интеркулера. В комплекте он должен стоять под бампером, спереди, а его поставили за решеткой перед радиатором. В связи с этим пришлось изготовить новые воздушные патрубки.

Впускные патрубки изготовлены из алюминиевых труб и гибов диаметром 50 мм. Для выпускной системы командой изготовлен прямоток из нержавеющей тонкостенной трубы диаметром 50 мм. Туннель для прокладки выхлопной трубы был увеличен так, чтобы она поднялась как можно выше, ведь прыжки на трамплинах во время ралли — дело частое.

content image for: 76366

В системе охлаждения двигателя установлен большой радиатор от Газели. Также для понижения температуры впускного воздуха внедрена система водяного опрыскивания интеркулера.

Мощность двигателя составляет 200 л.с. Используется ЭБУ Корвет с возможностью настройки и записи всех параметров.

slide image for gallery: 25721 | «Пятерка» Жигули. 13
slide image for gallery: 25721 | «Пятерка» Жигули. 13
slide image for gallery: 25721 | «Пятерка» Жигули. 13
slide image for gallery: 25721 | «Пятерка» Жигули. 13
6фотографий

Амортизаторы изготовлены фирмой Shocks Therapy, передние рычаги Stinger Sport (Тольятти), задний мост от Нивы.

Используются дисковые вентилируемые тормоза от LADA Kalina, доработанные в Kramar Motorsport на ЧПУ, суппорта от ВАЗ-2108, гидравлический ручник. Вакуумный усилитель убран для более прогнозируемого торможения.

Как обслуживается спортивный автомобиль

Перед гонкой проверяются все узлы автомобиля и проводятся регламентные работы. Замена всех масел (в ДВС, в МКПП и заднем редукторе), шаровых опор. Проверяется преднатяг в блокировке заднего редуктора, МКПП и сцепление.

На соревнования на одну машину едут минимум два механика. В идеале желательно четыре механика и менеджер команды. Машина перевозится на прицепе за техничкой. В техничке — запасные части, бензин, спортивные колеса и инструмент.

slide image for gallery: 25722 | «Пятерка» Жигули. 14
slide image for gallery: 25722 | «Пятерка» Жигули. 14
slide image for gallery: 25722 | «Пятерка» Жигули. 14
slide image for gallery: 25722 | «Пятерка» Жигули. 14
6фотографий

На месте проведения соревнований команда проходит технические проверки и готовит машину к старту. Перед стартом автомобиль заправляют топливом и ставят спортивные колеса. После прохождения первого скоростного участка автомобиль также проверяется. После финиша машина на прицепе отвозится на базу команды.

Используется топливо АИ-100, моторное масло IGOL — замена после каждой гонки (100-150 км скоростных участков).

Какие нужны документы

К стандартным документам на автомобиль, в случае спортивного авто, к СТС и ОСАГО добавляется спортивный паспорт. Это документ к спортивному автомобилю, где указывается его владелец, дисциплина автоспорта и соревнования, в которых он может принимать участие.

slide image for gallery: 25723 | «Пятерка» Жигули. 15
slide image for gallery: 25723 | «Пятерка» Жигули. 15
slide image for gallery: 25723 | «Пятерка» Жигули. 15
slide image for gallery: 25723 | «Пятерка» Жигули. 15
6фотографий

По дорогам общественного пользования такой автомобиль ездить может. Более того, на автомобиле ездить приходится, так как спецучастки соревнований расположены в десятках километров друг от друга (так называемые перегоны) и машины передвигаются своим ходом. Это касается и классического ралли, и ралли-рейдов.

Светлана Парфенова