Навигатор предупредит водителей, что впереди — гололёд

НП ГЛОНАСС готовит общероссийский сервис для автомобилистов, который планируется запустить в 2022 году

В России в 2022 году планируется внедрить онлайн-сервис, предупреждающий автомобилистов о гололеде на конкретной улице, сообщили «Известиям» в НП ГЛОНАСС. В пилотном режиме услуга может быть протестирована в Москве. Рассматривается два варианта: разработка нового приложения либо интеграция данных в уже действующие программы — например, «Яндекс. Навигатор» или 2ГИС. Сервис, предлагающий снизить скорость на подъезде к опасному участку дороги, будет полезен как новичкам, так и опытным автомобилистам, считают эксперты. Но разрабатывать его с нуля — слишком дорого.

Опасные участки

Российские водители смогут получать прогноз о появлении гололеда на конкретных улицах. Информация будет поступать в специальное приложение на смартфоне или напрямую в автомобиль, сообщил «Известиям» вице-президент НП ГЛОНАСС, советник национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» Евгений Белянко. В последнем случае, по его словам, будет применяться технология V2X — обмен данными между автомобилем и объектами дорожной инфраструктуры. Новую систему разрабатывает НП ГЛОНАСС.

Мы ожидаем появление такого сервиса по итогам окончательного внедрения цифровой платформы «Автодата» ориентировочно в 2022 году. Москва — наиболее подходящий город для его тестирования
Евгений Белянко
советник национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет»

Он отметил, что сегодня водителей предупреждают о гололедице в целом по городу. Более точный прогноз будет возможен только при обработке большего количестве данных.

Представитель НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев пояснил, что платформа «Автодата» будет обрабатывать информацию, анализировать ее и выдавать прогноз на основе температурного фона и влажности воздуха. Данные система будет получать от дорожных метеорологических станций — в столице несколько десятков таких точек. По его словам, сейчас тестирование оборудования проводится в Самаре и Волгограде, позднее планируется сделать это и в Москве.

Ключевое отличие системы от встроенной в большинстве современных автомобилей ESC/ESP заключается в том, что водитель будет заранее знать, на каких улицах на его маршруте образуется гололед. Встроенные системы предупреждают включением соответствующего индикатора на панели, когда машина уже «пошла юзом»,
Ярослав Федосеев
представитель НТИ «Автонет»
В России по поручению президента РФ реализуется проект создания национальной сервисной телематической платформы «Автодата» по сбору разнообразных автомобильных данных.

Для ее создания в сентябре 2019-го был сформирован межотраслевой консорциум «Автодата. Рус». Его учредителями выступают Минпромторг, Минкомсвязь, Росавтодор, Российский союз автостраховщиков, НП ГЛОНАСС, ГК «Роскосмос», «Ростелеком», «Яндекс», группа ГАЗ, Sollers и другие. Проект реализуется на основе государственно-частного партнерства.

Навигатор-антигололед

Евгений Белянко не стал уточнять стоимость создания сервиса, в НТИ «Автонет» также не раскрывают эту информацию. Разработка технологии обойдется в 8-10 млн рублей без учета затрат на городское оборудование, сказал «Известиям» источник, знакомый с ходом подготовки проекта. Он добавил, что сервис будет использовать вычислительные ресурсы самой цифровой платформы «Автодата» стоимостью 1,3 млрд рублей.

Замруководителя Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов считает, что оптимальным решением было бы интегрировать сервис в один из популярных навигаторов: «Это будет удобно для автовладельцев и востребовано. Отдельное приложение под условным названием “Антигололед” — тупиковый путь», — сказал он «Известиям».

Гендиректор компании Data+ Алексей Ушаков согласился, что сотрудничество с одной из технологичных компаний — наиболее вероятный вариант: «Создавать качественное картографическое приложение с нуля — очень дорого. Не нужно недооценивать также силу привычки: трудно приучить людей к новому сервису, даже более удобному», — пояснил он «Известиям».

Сервис может быть встроен в один из уже работающих навигаторов, подтвердил «Известиям» Ярослав Федосеев, наиболее вероятные партнеры — «Яндекс. Навигатор» и 2ГИС, вошедшие в консорциум «Автодата. Рус». Но на данном этапе не исключается вариант разработки отдельного приложения, предупреждающего о гололеде и пробках.

Такие данные могут быть интересны — их можно учесть в построении маршрута, предупреждать пользователей навигатора «Осторожно, гололед»
Аркадий Капустинский
руководитель сервиса транспорта 2ГИС

Он добавил, что для водителей актуальна также информация о снегопаде, из-за которого происходит много аварий. В «Яндексе» заявили «Известиям», что готовы обсуждать идеи новых сервисов для водителей. Там добавили, что сейчас «Яндекс. Навигатором» в России пользуются 20 млн человек.

Технических проблем с разработкой алгоритма и ПО, которые позволят определить места образования гололеда на основе данных метеостанций, не возникнет, считает Алексей Ушаков. Как правило, это мосты, эстакады, участки дорог с резкими уклонами.

Неоднократно ДТП во время гололеда возникали на Ленинградском шоссе в Москве — на эстакаде машины заносит, и водитель ничего не успевает сделать. В таких условиях предупреждение о снижении скорости (к примеру, с 80 до 50 км/ч) было бы очень полезно как новичкам, так и опытным водителям
Алексей Ушаков
гендиректор компании Data+

По оценкам Евгения Белянко, предупреждающий о гололеде сервис позволит снизить количество ДТП на 20-25%, если водитель будет следовать полученным рекомендациям. В Mail.ru Group (владеет сервисом Maps.me) и Росгидромете на момент публикации на запросы «Известий» не ответили.