Транспорт, который уже способен заменить человека

Раньше дроны использовались в основном в военных целях или для доставки небольших грузов. Теперь остаётся всё меньше областей, где им не находилось бы применение

Летающий курьер

За последние годы в Калифорнии появились десятки стартапов и небольших фирм, которые разрабатывают дроны, что называется, на все случаи жизни. В Сан-Франциско базируется крошечная фирма Elroy Air, начавшая в 2016 году разрабатывать грузовой беспилотник Chaparral. По утверждению разработчиков, этому дрону не нужны аэродромы и обслуживающий персонал, так как все операции он выполняет самостоятельно.

content image for: 76229

Elroy Chaparral имеет полную взлетную массу 550 кг и может перевозить груз массой до 115 кг на дальность до 500 километров. Дрон не имеет привычного фюзеляжа — на двух боковых секциях, соединенных двумя крыльями, имеются шесть электромоторов, которые позволяют ему взлетать и садится вертикально.

В проект дрона вложено около 10 млн долларов, начало его эксплуатации запланировано на 2021 год.

Процесс погрузки-разгрузки выглядит следующим образом: Elroy Chaparral получает сигнал от заказчика, который укладывает груз в специальный контейнер с маячками. Подлетев к нему, дрон садится, подъезжает к контейнеру и с помощью тросов подтягивает его себе под «брюхо». После чего взлетает, отправляется по адресу доставки, где повторяет процедуру разгрузки в обратном порядке.

content image for: 76229

Беспилотник может летать в любое время суток, вместо аэродрома ему подойдет любая площадка размером с четыре парковочных места, а участие человека ограничивается удаленным контролем и реагированием на нештатные ситуации.
Первоначально фирма Elroy Air рассчитывала заинтересовать своим дроном правительство США, но потом к Chaparral проявили интерес и другие организации, включая коммерческие.

Умный «кукурузник»

Ещё одна небольшая калифорнийская компания — Pyka, разработала первый в мире сельскохозяйственный дрон Egret. Он уже завершил цикл лётных испытаний и сертифицирован в США и Новой Зеландии.

content image for: 76229

Pyka Egret взлетает и садится самостоятельно, в соответствии с заложенной в память компьютера программой, кроме того, беспилотник очень точно следует заданному маршруту и даже при порывах ветра не отклоняется от него более чем на метр.

На беспилотном «кукурузнике» установлены два электромотора под крыльями и один на хвосте. Совокупная мощность трех электромоторов — 81 л.с. Для взлета и посадки дрону требуется всего 45 метров, он может взлетать как с асфальтовых, так и с грунтовых дорог, так что «привязка» к аэродрому ему не требуется.

content image for: 76229

Благодаря навигационной системе и заложенной в его памяти карте местности Pyka Egret облетает строения, деревья и прочие препятствия, возможность столкновения с которыми сведена к нулю. Так как на борту нет пилота, дрон подпадает под другие требования по безопасности полетов и поэтому может летать на меньшей высоте, следовательно, производить более точное опыление полей.

Эксплуатация беспилотника обходится значительно дешевле традиционных сельскохозяйственных самолетов и вертолетов, так как пилоту не нужно платить зарплату.

При крейсерской скорости 145 км/ч дрон способен за час полета обрабатывать площадь в 40 гектаров.

Незаменимый помощник спецназа

Пока одни дроны готовятся обрабатывать поля и перевозить грузы, другие готовятся воевать. Израильский концерн IAI (Israel Aerospace Industries) разработал многофункциональный квадрокоптер Rotem-L, который появился на свет в результате обобщения боевого опыта военных конфликтов последнего десятилетия.

Крупномасштабные боевые действия постепенно сходят на нет, а всё большую роль начинают играть так называемые «силы специальных операций». Одним из главных их козырей является как серьезная боевая подготовка, так и прекрасное техническое оснащение. Заметную роль при проведении ряда операций играет не только стрелковое оружие, экипировка или связь, но и оснащенность спецподразделений различными инновационными средствами, позволяющими уничтожать противника, не вступая с ним в непосредственный огневой контакт, да и вообще находясь от него за многие километры.

content image for: 76229

К таким инновационным средствам относится квадрокоптер IAI Rotem-L. Этот 4,5-килограммовый аппарат длиной 60 см и шириной 50 см переносится в специальном пылевлагозащитном контейнере в сложенном виде. Когда приходит время отправляться на задание, оператор приводит дрон в рабочее состояние, после чего дрон взлетает и приступает к выполнению задачи.

IAI Rotem-L способен летать на высоте до 2100 метров со скоростью 45 км/ч, дальность действия составляет 10 километров, боевая нагрузка — 1 кг. На него подвешиваются либо две осколочные гранаты массой по 450 грамм каждая, либо килограммовый заряд взрывчатого вещества.

Для поражения живой силы противника дрон использует гранаты, а если выявляется более серьезная цель, например, огневая точка, автомобиль или легкая бронетехника, то дрон переходит в режим «камикадзе», пикирует на цель и взрывается.

Так как цена квадрокоптера относительно небольшая, то его потеря не является критической, ведь в случае удачно проведенной атаки, противнику будет причинён куда более существенный ущерб.

Пожарный для небоскребов

За последние десятилетия Китай превратился в страну небоскребов. В связи с этим возникла очень серьезная проблема: а как тушить пожары в высотных зданиях? Понятно, что все они снабжены современными системами пожаротушения, но иногда бывают случаи, когда системы дают сбои или не могут эффективно справляться с пожарами.

content image for: 76229

Все дроны-пожарные Fly Dragon изготовлены из алюминиевых сплавов, имеют минимум пластиковых деталей и обработаны огнестойким материалом. Дроны оснащаются видеокамерами, лидарами, датчиками расстояния и ёмкостями с порошком, который по специальной трубе длиной до 2 метров под давлением выбрасывается в помещение.

Дроны способны тушить возгорания на площади до 10 кв. метров.

Они могут проникать в закрытые помещения, разбивая окна с помощью специальной, выстреливаемой ракеты. Разумеется, самостоятельно справиться с обширными возгораниями дроны не могут, для этого потребовалось бы снабдить их более вместительными и тяжелыми ёмкостями. Но зато могут отвоевать для пожарных бригад небольшой «плацдарм», откуда последние могут начать наступление на огненную стихию. Кроме того, дроны с помощью инфракрасных камер могут обнаруживать людей и животных и даже передавать оцифрованную схему здания, показывая пожарным, куда надо пробиваться в первую очередь.

content image for: 76229

Дроны не боятся задымления, токсичных веществ и радиации, выдерживают температуру до 200 градусов, а компактность и высокая маневренность позволяют им работать внутри зданий. Да и потеря дрона — это всего лишь потеря недорогой машины, в то время как гибель пожарного — это человеческая трагедия.

Персональный дрон виртуальной реальности

Как совершить путешествие, не выходя из дома? Да отправиться не только в соседний район, другой город, страну, но и полюбоваться красотами подводного мира или другой планеты? Можно использовать очки виртуальной реальности, но не всем нравится носить на лице громоздкий «телевизор».

content image for: 76229

Южнокорейский дизайнер Сихи Ли, в активе которой разработка смарт-часов, зарядного устройства для телефонов и электромобилей, предложила кардинально иное решение — персональный дрон-проектор Space Creator. Компактный гаджет оснащается четырьмя поворотными роторами и фактически является ни чем иным, как летающим проектором, способным проецировать на стену комнаты или любую другую стену видео высокого разрешения.

content image for: 76229

Из-за компактных размеров подобные дроны обычно не могут похвастать аккумуляторами большой ёмкости, поэтому, судя по всему, время виртуальной экскурсии будет не очень большим. Правда, и сам Space Creator пока что является виртуальным гаджетом, так как существует лишь в виде компьютерных скетчей. Дело за малым — найти компанию, которая займется его серийным выпуском.

Контент недоступен
Александр Плеханов