14 февраля
Peugeot 408 1.6 120hp AT
Пежо с двигателем EP-6 и коробкой AL-4 не советую к покупке при причине низкой надежности и ремонтопригодности.
3.7
14 февраля
Kia Rio 1.6 MT
В сравнении с 10-кой и Приорой ( 9 лет эксплуатации) это просто чудо! Идешь, заводишь и едешь. И в +40 и в -40! Расход 9, на трассе 6,5-7.
5
Все отзывы
5 февраля 2020 16:00, Истории

Что превратило ветеринара в главу промышленной империи

5 февраля мы отмечаем 180-летие человека, сумевшего превратить удачное бытовое изобретение в многомиллиардную индустрию. Джон Бойд Данлоп — шотландец по происхождению, придумавший и запатентовавший пневматические шины, родился в 1840 году.

История изобретения всем хорошо известной пневматической шины сегодня выглядит как легенда. Якобы в 1888 году в Белфасте, Северная Ирландия, ветеринар приглядывал за сынишкой, который катался на трехколесном велосипеде. Но как только мальчуган выезжал на брусчатку, отцовское сердце не находило себе места — цельнолитые шины детского «велика» напрочь лишали ребенка комфорта, скорости и удовольствия от езды.

Джон Бойд Данлоп Фото: National Museum of Scotland

Данлопу в голову и пришла идея — обернуть колесо своеобразной камерой, склеенной из нескольких полос резины, и наполнить ее воздухом. Так появился первый прообраз современной шины. А езда сразу же стала комфортнее при том, что хорошее сцепление резины с дорогой никуда не делось.

Трехколесный велосипед Джека Данлопа

Быстрый взлет

Предприимчивый Данлоп в том же году запатентовал изобретение и организовал производство пневматических шин, основав в 1889 году компанию Dunlop Pneumatic Tyre Company. И пока компания Michelin в 1891 году не придумала съемные шины, ветеринар выпускал свое изобретение в первозданном виде.

Приклеенные к колесу велосипедные шины накачивались обычным насосом для футбольного мяча. Фото: National Museum of Scotland

Скорость развития и успех компании оказались впечатляющими. Уже в 1893 году, помимо фабрики в Дублине, Dunlop начала производить велосипедные шины сразу на двух заводах — в Ханау (Германия), где нынче находится один из исследовательских центров, и в Мельбурне (Австралия). Чуть позже открывается производство в США. Вскоре бренд узнали во всей Западной Европе, в США и Канаде, других регионах. Мощностей имеющихся заводов не хватало, рост спроса на велосипедные шины рос очень быстро.

Изобретения Dunlop

В 1900 году Dunlop приступила к производству автомобильных шин. И уже через десять лет компании пришлось инвестировать в собственную плантацию каучука площадью более 20 000 гектаров.

В Dunlop не скупились на научные исследования и испытания выпускаемой продукции. Быть может, именно поэтому компании принадлежит множество изобретений в шинном деле. Вот лишь часть из них:

  • Dunlop первой использовала резиновые и стальные шипы на протекторе;
  • специалисты Dunlop первыми разбили протектор автопокрышки на несколько рядов, что при сохранившемся сцеплении с дорожным покрытием значительно повысило износостойкость покрышки;
  • боковые грунтозацепы — изобретение инженеров Dunlop;
  • специалисты компании первыми воплотили в жизнь идею бескамерной автомобильной шины;
  • именно в научном центре Dunlop впервые создали водоотталкивающую резиновую смесь для создания зимних шин (моделей Graspic, SJ4 и др.) без шипов противоскольжения.
Эффект аквапланирования обнаружили именно в лаборатории Dunlop, придумав сразу и решение проблемы, шины Aquajets с водоотводящими канавками. Фото: Журнал Autocar от 25 января 1975 года

Инноваций было много. В 1922 году, через год после кончины Джона Бойда Данлопа, в производстве шин использовали стальной шарик и текстильный корд, что едва ли не втрое увеличило долговечность шин. В 1948-м Dunlop показывает бескамерную шину с самоуплотняющимся слоем для предотвращения потери воздуха при повреждении резины.

Можно не верить, но обнаружение эффекта аквапланирования — заслуга технической команды Dunlop. Ответом на открытие стала запатентованная шина с обозначением SP 68, имеющая более плотную сетку срезов на протекторе и водоотводящие канавки — Aquajets, которые стали настоящим прорывом в безопасности вождения. И если вы не знали, когда появилась первая устойчивая к проколу бескамерная шина, то это произошло в 1973 году c появлением модели Denovo.

Большие победы

Ясно, что автоспорт, где можно было оперативно испытывать новые идеи, активно двигал не только науку, но и рекламу. В «Формуле-1» марка обосновалась с момента основания Чемпионата. Среди заслуг компании можно выделить, например, первую «дождевую» покрышку, созданную в 1956 году. Два года спустя шинники впервые применили нейлоновый корд, благодаря которому масса покрышки сократилась на треть. А еще чуть позже вошел в оборот искусственный каучук. Благодаря ему скорость круга существенно возросла.

Сегодня бренд может похвастать не только целым рядом рекордов скорости, установленных в разные годы различными гонщиками и каскадерами, но и целой серией побед в 24 часах Ле-Мана. Фото: Le Mans

В Ле-Мане покрышки Dunlop побеждали 34 раза — больше, чем какие-либо другие. Кроме того, в активе бренда 82 победы в Гран-При «Формулы-1». Фактически, в «пятидесятых» и начале «шестидесятых» Dunlop верховодил в Чемпионате. Однако любое могущество рано или поздно заканчивается.

Что пошло не так у Dunlop?

Концерн изрядно преуспел в разных областях: его заводы производили тормозные системы, колеса, напольные покрытия, мячи для гольфа и тенниса. В результате сотрудничества с Чарльзом Макинтошем ассортимент Dunlop расширился за счет обуви и одежды. А создание аэрокосмического и авиационного подразделений изрядно подстегнуло инженерию в целом. Концерн отправляет резину не только в небо, но и в космос.

Промышленная империя Dunlop зиждилась не только на автомобильных покрышках. Фото: Dunlop

Однако в «шестидесятых» могущество и мощь компании пошли на спад. На пятки наступали конкуренты — Goodyear и Michelin, которые тоже времени даром не теряли. Эксперты полагают, что неудачи Dunlop начались с неверной оценки дальнейшего спроса на радиальные шины. В начале 60-х руководство концерна поставило на производство более доступных радиальных шин с текстильным кордом, вместо гораздо более долговечных шин со стальным кордом. Но с этим были связаны лишь первые проблемы компании.

Ничего, кроме долгов, не принес и союз с Pirelli, оформленный совместным соглашением в 1971 году. Развод с итальянцами через десять лет для британцев означал усугубление краха. Компания почти через сотню лет своего существования оказалась на грани банкротства. А дальше началась диверсификация — иными словами распродажа активов. Помощь пришла из Японии. Да и помощь ли? Dunlop фактически был поглощен концерном Sumitomo, который с 1963 года занимался делами Dunlop в Стране Восходящего Солнца.

В 1984 году Sumitomo принадлежало уже 98% акций британской компании, а другие компании, входящие в концерн Dunlop Rubber были приобретены различными подрядчиками уже в 90-е годы.

С конца 20-го века Dunlop может похвастать стабильной финансовой ситуацией, которая стала возможна в ходе реализации долгосрочного плана восстановления. Мы даже оказались свидетелями продолжения череды инноваций — в 1999 году британцы придумали систему контроля шин Warnair (система контроля и оповещения водителя о падении давления воздуха в шине). Однако сегодня Dunlop Tyres является частью крупнейшего шинного альянса: фактически 75% ее акций принадлежит Goodyear Tire and Rubber Company, а остальные 25% — Sumitomo Rubber Industries.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
4
Андрей Спирькин
Интересная статья
СсылкаПожаловаться
Александр Яценко
14 зим(с момента появления этой модели на рынке России)откатал на Graspic DS 3!!! Кто "пОнял" эту резину - других уже не надо.
СсылкаПожаловаться
Владимир Марущак
Обычно компании губит бюрократия, начинют жить красиво, экономя на рабочих и производстве, но не на себе любимых, так было и будет.(мыло создало типа соцсеть, но пока до него не дошло сделать проще, коменты кое где платные, связь почему то через почту и другие сложности, что это? отсутстивие ума или намеренная политика)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru